RE: Поправка | eliza | 20.04.2003 19:37 Ну, ладно, Орешек, разойдемся миром, ну, бывает, не поняли друг друга. В общем, я так надеялась на Вас, потому что совпала с Вами в понимании многих вещей, но, значит - я просто не смогла донести нужную информацию так, чтобы она стала Вам понятна. Буду совершенствоваться. Повешу-ка я обещанную статью, прошу прощения у форумчан, кто уже с ней знаком. Там упоминается Марсель Пруст, но на самом деле, можно не брать в расчет какую-то конкретную персону, это не биографический текст, и на самом деле имеет мало отношения к Марселю Прусту. Просто там так точно выражены важные для меня вещи. Как хорошо, как странно О поисках Марселя Пруста
Малек Яфаров
Сложно составить себе правильное представление о любом человеке, и особенно сложно - о таком, как Марсель Пруст. Дело не просто в том, что он умер 70 лет назад, и мы лишены непосредственного общения с ним, что не все его книги у нас изданы, что светский образ жизни, который вел Пруст, незнаком большинству из нас; трудность восприятия Пруста заключается прежде всего в несоответствии наших представлений о нем типу его личности. Мы думаем, что личность Пруста мы открыли в его книгах, тогда как мы вычитали в них лишь то, что уже знали, что соответствовало нашим мыслительным привычкам, и, таким образом, закрепили только то, что уже было в нашей голове. Поэтому следует сравнить наши представления о Прусте с ним самим, и, если нам это удастся, мы, может быть, лучше узнаем самих себя и избавимся от той куклы в нашей голове, которую мы называем Прустом и которая делает только то, на что мы считаем ее способной. Только тогда мы сможем увидеть в его книгах нечто новое и познакомиться с человеком, которого совершенно не знаем: с Марселем Прустом. Талантливым человеком, запертым болезнью в своей комнате и перед лицом смерти нашедшим себе жизнь в написании индивидуально-психологической эпопеи, писателем поневоле, искусно препарирующем труп своей памяти, представляется нам Пруст в нашем мнимом великодушии к умирающему, мнимом, потому что под ним скрывается снисходительное любопытство, тогда как действительным великодушием было бы беспристрастное отношение к внешним обстоятельствам жизни Пруста: ведь мы видим их извне, а Пруст изнутри. Мы смотрим на Пруста глазами привычного чтения, глазами обыденного сознания, а он живет в поисках утраченного времени, и только настроившись в тон этих поисков, каким бы непривычным ни был он для нас, мы можем соприкоснуться с живым Прустом, с незнакомым нам образом мыслей и действий. Поиски утраченного времени - это, конечно, не воспоминание забытого, не анализ прожитой жизни, не раскаяние в совершенных ошибках и удовлетворение от добрых дел, не суммирование всего этого и многого другого в целостную картину жизни. Поиски утраченного времени - это определенный личностный настрой, интенция, внутренняя установка на открытие истины, чего-то важного именно для Пруста, это ожидание откровения, поиск судьбоносных встреч, стремление и самому участвовать в происходящем с ним же, усилие воскресения. Тот, кому знакомо это ожидание, знает, что такое тоска, тот, кто испытал откровение, знает радость бытия, тот, кто помнит это, знает мудрость, а тот, кто сумел хоть какое-то время держать себя в состоянии откровения, тот знает и радость бытия, и мудрость, и свободу, стоит на пороге познания самого себя. Но вернемся к утраченному времени. Для Пруста это ожидание откровения, предощущения тайны, скрытого, но важного для него смысла не было бессознательным стремлением, он уже знал его и наблюдая колокольни, и в экипаже маркизы; но лишь гораздо позже он смог не только осознать момент приближения к тайне, в которой заключен смысл его жизни, но и попытаться не упустить это время предстояния бытию, вернуть внезапно охватившее его состояние, побыть в нем, узнать тот источник, ту силу, которая способна лишь одним прикосновением наполнить его всемогущей радостью, полнотой переживания, которую нельзя не заметить. Нет никакого правила встречи с истиной, нет закона для откровения, так же как нет для человека возможности вызвать его своими действиями, оно приходит или нет, но можно настроиться на встречу с ним, можно искать его. Такой душевный настрой нам незнаком, мы боимся встреч с непроглядной ночью своей души, и, если с нами что-то подобное происходит, а происходит практически с каждым, нам и в голову не приходит, что с этим состоянием (здесь, конечно, не имеется в виду чувственное наслаждение) еще что-то можно и нужно делать; мы не можем его не заметить, мы говорим: «как хорошо», «как странно», может быть, даже на какое-то время приостанавливаем привычный ход мысли, но скоро забываем об этом и продолжаем жить так, как будто ничего не случилось, как будто важные, судьбоносные для нас события происходят там, куда поместили их мы сами, как будто они определяются нашим выбором, зависят от нашего мнения. Утраченное время Пруста - это время приближения к истине, за которое он не смог ее разгадать, это время приближения к бытию, за которое он не сумел к нему приобщиться, это время его свободного личного действия, которое ему не хватило сил совершить. Несовершенное действие, несказанное слово, недодуманная мысль имеют такие же важные и необратимые последствия для нашей жизни, как и совершенные поступки; судьбоносные встречи остаются таковыми, несмотря на наше отношение к ним, и наш действительный выбор происходит именно здесь и сейчас. «Я здесь, сейчас, потому что откровение пришло ко мне в этот момент, когда я пью чай с бисквитом, моя жизнь решается в эту минуту, и я употреблю все мои силы, чтобы полностью отдастся этому состоянию, чтобы жить им, чтобы узнать то, что оно мне может показать, чтобы оно оживило мое омертвевшее те тело и душу, ведь я сам не могу себя оживить, наполнить жизнью, я не могу произвольно испытать радость, любовь, смелость, но я - здесь - сейчас могу попытаться продлить охватившее меня состояние, растянуть его, насколько это мне удастся, и, если повезет, мне откроется истина, я оживу», - приблизительно так думает и делает Пруст. Здесь проявляется особое отношение к жизни удивительной породы людей, какой-то архетип французского честолюбия, когда человек в определенный, но заранее не заданный момент один на один с самим собой и миром решает свою судьбу, без громких слов и красивых жестов, когда человек знает, что наступил момент для его личного действия, которое будет иметь необратимые последствия и для него, и для мира. Возможность и необходимость именно своего, уникального и неповторимого, здесь и сейчас совершаемого действия, которое нельзя отложить до завтра или передать другому, которое он должен совершить сам, возможность заполнить своим усилием освободившееся в данный момент для него в мире место - вот что утратил и ищет обрести снова Пруст, вот в чем смысл его поисков. Но мы настолько далеки и по воспитанию, и по собственным устремлениям от таких поисков, что пропускаем такие моменты, мы думаем, что в любой момент можем начать что-то делать, - жестокая иллюзия бездеятельного человека. И мир становится другим, миром без нас, он нам чужд, мы, вместо того, чтобы занять свое место в мире, участвовать в его сотворении, пытаемся строить собственный мир, такой, какой нам хочется, то есть, отказавшись сначала участвовать в постройке, мы потом ремонтируем покосившийся и уже безнадежный дом. Одна из самых всеобщих и одновременно неуловимых иллюзий, в плену которой находится большинство из нас, - иллюзия возможности в любой момент начать что-то делать, изменить свою жизнь, стать другим, что время нашего действия зависит только от нас, от нашего внутреннего решения, и, ориентируясь лишь на этот собственный позыв, мы пытаемся сдвинуться - и ничего не выходит. Это неустойчивое состояние внутренней необходимости сдвига и одновременного непонимания, что же, собственно, делать, хорошо знакомо почти каждому из нас и тонко показано у Чехова. То есть не все и не всегда можно делать, а только в определенное время и что-то конкретное, именно ты, именно сейчас и именно это, ты один наедине с собой здесь и сейчас должен сделать вот это, нам же хочется завтра всем вместе сделать что-то неопределенно грандиозное. Поэтому мы не замечаем, что Пруст ищет не там, где ищем мы, что его внимание направлено на особое время, на опыт становления мира и человека в момент; это время он ищет, потому что в нем и определились смыслы его жизни, врастание которых в жизнь Пруста и есть, собственно, его жизнь, есть он сам, живущий смысл, осмысленная жизнь, в отличие от того, что мы привыкли принимать за самих себя, в отличие от псевдоединства нашего «я». Нащупывание, рассматривание, втягивание себя в ожившие в нем, или, что то же самое, оживленные им смыслы, всматривание в возникновение и развитие феноменальных состояний, феноменой любви, ревности, сна, впечатления, как внутреннего принципа движения своей жизни, встраивание себя в это движение, то есть психосинтез собственной жизни, - вот чем он живет, и делает это он с такой силой, что мир сдвигается вместе с миром его собственной души; так комбрейские воспоминания и многие другие впечатления явились одним из результатов этих сдвигов, одним из модусов обретения себя, но не целью его поисков, как этого хотелось бы нам. Пожалуй, самое редкое на земле - это волевое, сознательное участие человека в своей собственной внутренней невидимой жизни, воля в мысли, присутствие в состоянии сознания, участие в сотворении мира, в том числе и мира собственной души, единство личности, свобода. А мы раздвоены, растроены, расчетверены, мы сами для себя - «вещь в себе», мы знаем себя лишь по проявившимся в нас результатам этой невидимой жизни, а в познании самого себя, в обретении личности, живой воли, где не помогают ни техника, ни общество других, мы совершенно беспомощны. Мы, практически все, находимся в состоянии неадекватной самоидентификации и так же, как создаем ложное представление об окружающих нас людях, ошибаемся относительно самих себя, прежде всего потому, что считаем свою жизнь результатом собственных действий. Тогда как, родившись, человек находит уже наличными и природу, и общество, и образ мыслей; и, хотя для себя он их открывает впервые, ему остается лишь присоединиться к наличной культуре. Действие в нем культурных механизмов, например, представления о любви, он осознает как собственное действие, и, встраиваясь в общественную жизнь, человек ограничивает свою уникальность лишь внешней отделенностью от других в пространстве и времени; он практически не действует сам, ему не приходит в голову, что этот образ мыслей и действий когда-то вообще не существовал и, возможно, скоро перестанет существовать, по крайней мере, как используемый людьми. Даже способ восприятия идущих по улице был заимствован им откуда-то. Итак, воспроизводя в своем действии общепринятый в эту эпоху способ жизни, человек входит в жизнь объективных структур, которые он осваивает именно этим образом; так один влюбляется в женщину, которую увидел на сцене театра, а другой, встретив ее в публичном доме, остался к ней равнодушен. Мы знаем, что в жизнь человека входят и определяют ее течение некоторые феномены, но при этом мы представляем себе феномены неизменными, вечными, мы обращаем внимание лишь на сам факт достижения человеком феноменального состояния, мы говорим: «он влюбился», «она ненавидит», нам этого достаточно, так как любовь и ненависть мы знаем самих по себе, в отдельности от человека, поведение которого для нас теперь практически запрограммировано. Так, любовь мы ценим, мы сочувствуем человеку, страстно полюбившему женщину, которая равнодушна к нему и обманывает его, мы понимаем, почему он мучается, изводит окружающих и разоряется, как будто любовь сама по себе может оправдать человека, как будто она лишает его воли и разума, свободы, как будто то, что мы понимаем под любовью, есть закон, подчинение которому дает жизнь, а нарушение которого приводит к смерти. Для нас человек перед лицом особых сущностей беспомощен и, следовательно, безответствен за то, что происходит с ним и миром. Но этот мир сущностей является лишь гипотезой нашего ума, мы объективируем собственные представления и принимаем их за закон своей жизни. Приятное, но опасное заблуждение; приятное тем, что лишает нас ответственности за свои поступки, и опасное тем, что лишает нас возможности любить по своей воле, свободно, не по своему желанию, конечно, так как по желанию мы не можем полюбить, помыслить, порадоваться, а любить, удерживая себя в состоянии любви, удерживаясь в состоянии; мы свободны и ответственны за сам феномен любви, за то, как мы полюбили, какой стала наша любовь и какой она может стать для всех людей, если они будут любить так, как мы. Наша любовь не предопределена ни любовью других, ни нашими представлениями, мы можем полюбить так, как будто до нас вообще никто не любил. Но мы заняты другим, тем, что уже с нами случилось и протащило до сегодняшнего дня, что происходит без нашей воли, но по нашему выбору, что мы называем своей жизнью, но в чем нет ничего именно нашего, что мучает нас, но что мы продолжаем делать, одновременно желая другого; мы чувствуем, если вообще что-то чувствуем, что нами что-то утрачено, важное, но не замеченное нами, что могло изменить нашу жизнь и сделать ее осмысленной, что могло примирить нас с самими собой и, может быть, открыть путь к другой жизни. Это утраченное нами время личного действия, свободного становления нашего образа мыслей, чувств, действий, время нашей жизни, которое мы не можем сотворить сами, а можем только искать, искать в себе те состояния, в которых и через которые, как через окна, проглядывает наша внутренняя жизнь, действие в нас смыслообразующих феноменов. Феномены действуют в нас, но без нас, так как мы свою внутреннюю жизнь воспринимаем как существующее помимо нас, но проявляющееся в нас положение вещей, с которыми мы, осознав его, можем или примириться, или бороться. Мы как бы сами находимся в зависимости от себя, от того в нас, что выше наших сил, тогда как это и есть наши собственные силы, реализованные нами таким образом. Мы как бы перекладываем ответственность за свою жизнь на общепринятость своих поступков и независимость происходящего от нашего произволения, а чаще просто говорим о несовершенстве человека, о его слабости. Если же мы ждем чего-то, то откровения молниеносного, прямого озарения, когда без нашего усилия мы будем отчетливо знать, что делать. И Пруст ищет откровений, но на внутренней дороге своей жизни, где и происходят встречи с действительной реальностью, с особыми, незнакомыми нам состояниями, в которых проявляются, будучи скрытыми, те смыслы, к которым стягивается душевная жизнь и пробиться к которым можно только путем напряженной, внутренней, тайной работы, - и в понимании этого состоит реализм Пруста, а не в правдивом изображении чьих-то нравов. К этому краткому очерку, который можно было бы назвать предисловием к встрече, следует добавить еще вот что: мы, а тем более писатели, так привыкли много говорить о себе и одновременно мы так не привыкли к сдержанности, что нам и в голову не приходит, что Пруст лишь приоткрыл нам свою внутреннюю жизнь, ограничившись в основном темами легкомысленными; обманутые к тому же его изящным стилем, за которым мы представляем себе человека тонкого, нервного и слабого, мы лишаем Пруста силы и мужества, а себя - возможности услышать то, о чем он нам рассказал, понять поиски утраченного времени. RE: ужас, как много получилось! | eliza | 20.04.2003 19:43 Извините, но так хотелось поделиться с Вами. Большое Спасибо за статью. | Заварной Орешек | 20.04.2003 20:57 Я хорошо знаком с жизнью Пруста и его "В поисках..." | Заварной Орешек | 20.04.2003 21:03 Трагическая череда писателей и художников того времени и все в поисках и неприобретения утраченной жизни... в тоске по любви, принявшие смерть от безумия RE: Я хорошо знаком с жизнью Пруста и его "В поисках..." | eliza | 21.04.2003 17:13 Господи, Орешек, ну о чем это Вы? Что-то Вы совсем не в кассу...:((( В чью кассу, ув. Элиза?? | Заварной Орешек | 21.04.2003 21:16 Вы вынесли своё, Элиза, а я - своё... и когда я читал те же Лекции о Прусте своим студентам... так что кассы -то у нас разные при одинаковом следовании... Вы меня не можете понять только потому, что я думаю чуть не так... и что нас объединяет, так это Живое познание без слов и объяснений, впитанное нами двоими, мгновенно и без лишних доказательств.. а остальное - сумерки ума. RE: В чью кассу, ув. Элиза?? | eliza | 22.04.2003 12:02 Орешек, дорогой, ну, я же специально оговорила, что не о Прусте речь в данном случае... О Прусте можно и отдельно, а этот текст интересен другой информацией, для меня, по крайней мере. Надеялась заинтересовать и Вас, но все как-то мимо. No!!!!!!! | Заварной Орешек | 22.04.2003 14:39 Нет, не мимо, ув. Элиза и даже очень не мимо… я прекрасно понимаю насколько Вам созвучны мысли этой статьи. Я ощутил Ваш трепет и Ваше волнение от впитывания в себя близкого Вам: Вы читали и чувствовали как что-то родное и близкое касалось Вашего жизненного существа, Вы восхищались до слёз высказанным, ибо высказанное автором касалось Вашего внутреннего, Вашего пробудившегося откуда-то из бездны вулкана Любви, который требовал изнутри для себя всё большего пространства, он выплёскивался во вне и сияние его заливало всё окружающее… Весь Мир становится продолжением тебя… Вас просто выворачивает, тело не может сдержать дрожь от прекрасных эмоций, от очаровывающего сильного чувства благоговения перед жизнью… Когда ты начинаешь понимать: вот он истинный старт в настоящую жизнь из мира заплесневелых уловок и выдумок, придумок и вихляний современной цивилизации, где розовое вперемежку с цветом хаки… а т.н. «духовная пища» больше смахивает на кровавый бифштекс.. Я испытывал это прекрасное пробуждение, я отдаюсь ему также как и Вы, я желаю встреч с ним и потому живу в жерле этого вулкана… Я Вас прекрасно понимаю, я искренне рад за Вас… Вы хотели ПОДЕЛИТЬСЯ со мной и у Вас это получилось… и дело не в статье, а Вашем желании ПОДЕЛИТЬСЯ. Поймите, Элиза, это ведь самое главное – искренне поделиться, а не то, что человек ответит, как он поймёт и как рассудит. Но настоящее созвучие там, где один искренне делится, а другой с БЛАГОДАРНОСТЬЮ принимает… что и имело место быть… А Вы! …понял не понял, в кассу не в кассу… Короче, прошу Вас: не портите тесто. Спасибо. RE: ужас, как много получилось! | Тальков | 21.04.2003 01:12 Заварной Орешек "...Но мои взгляды тоже насыщены Живым опытом… и немножко ещё добавлено исследований." eliza "... но можно настроиться на встречу с ним, можно искать его." А Вы не боитесь ? Будете остаток жизни смешить людей ... "... То есть не все и не всегда можно делать, а только в определенное время и что-то конкретное, именно ты, именно сейчас и именно это, ты один наедине с собой здесь и сейчас должен сделать вот это ..." Значит ли это, что момент может быть упущен безвозвратно ?
Кстати, Заварной Орешек Мы ведь все разные-разные и что бы понять другого надо порой пуд соли съесть. Я съем, а Вы? Поздравляю! Я же точно так же, как и Вы испытывал когда-то безысходность, Не глотайте орешки сразу, целиком, наберитесь терпения, иначе обязательно измажетесь, а потом и повара обвините. Разберитесь, пожалуйста, в этом простом вопросе. Потенциальные самоубийцы здесь Вас поймут лучше. --- Оо-о, у Вас просто всё ещё впереди… --- Смело, очень смело… и наивно.
Оч-чень самоуверенный человек Какой Вы смешной, ув. Тальков! | Заварной Орешек | 21.04.2003 08:29
RE: Какой Вы смешной, ув. Тальков! | anndrey | 21.04.2003 13:35 Как же хочется почувствовать духовность посреди чащоб интеллектуальных конструкций! Дорогой Заварной, как вы относитесь к духовности своего предыдущего поста, где не надо быть духовным, чтоб рассмотреть ваше пренебрежение к смешному Талькову? Только не подумайте что я считаю свои посты образцом духовности...
Здравствуйте, Anndrey! По-моему, Вы морочите себе голову... | Заварной Орешек | 21.04.2003 14:38 Посты не могут быть духовными и бездуховными , это же как пыль за всадником. И что такое духовность? Моё тёплое отношение к любому участнику форума, это моё отношение... Вы же его не чувствуете, раз задаёте такие вопросики? А если Вы его не чувствуете, то каким образом Вы хотите узнать о моём внутреннем. На словах!!?? Не смешите... Я ведь тоже всегда могу Вас спросить: Почему Вы своё пренебрежение высказываете ко мне? И что дальше...? Будете оправдываться? Какой Вы смешной!!!!! Спасибо.
RE: Здравствуйте, Anndrey! По-моему, Вы морочите себе голову... | anndrey | 21.04.2003 18:40 Дорогой Орешек! В данном случае морочат мне голову наверное мыслители "экзистенциалисты", вроде Мамардашвили, которого Вы уважаете, Декарта и тд, у которых можно прочитать, что мысль высказанная, а не просто подуманная, есть подлинный акт бытия, и в этом смысле озвученная мысль есть подлинное существование. Так что пыль за всадником духовным наверное не поднимется?Так что за свою пыль я также ответсвенен, как и вы за свою?
У меня к Вам несколько орешков | Заварной Орешек | 21.04.2003 19:27 Дорогой Anndrey, если есть желание, то ответьте пожалуйста на ряд вопросов: 1. Каким образом Вам может морочить голову чужое мнение, тем более высказанное 400 лет назад? 2. Исходя из Вашей логики, Вы тоже морочите голову другим? 3. Вы видели духовных всадников!?!? …и как они скачут? 4. Как Вы ответственны за свою пыль?
Спасибо.
RE:Орешек спасибо, у меня как раз желания больше нет, Еще раз спасибо. | anndrey | 21.04.2003 22:38
О духовности орешку | anndrey | 21.04.2003 19:16 Духовность по моему это - коли проявил высокомерие - поиметь силу духа в этом признаться. Еще более высокая степень духовности - подавить в себе намерение превознестись над другим.Самая высокая (для меня недостижимая)- не иметь такого намерения. Орешек о Духовности... | Заварной Орешек | 21.04.2003 19:51 Тогда считайте, что у меня самая высокая и недостижимая для Вас степень духовности.
Спасибо.
Пююю… Если Вас моё признание расстроит, то Вы, как зоркое мерило духовности, можете понизить её на сколько Вам захочется …если что, то я себе ещё нарисую духовности, а Вы можете вновь зачеркнуть и поставить своё духовное мерило. И вообще, Вы такой высокомерный. Ха-ха-ха, а по существу? И eliza молчит. Вопрос про опасность ... | Тальков | 21.04.2003 18:26 Ха-ха-ха, а по существу? И eliza молчит. Вопрос про опасность ... И пардон, "А если Вы его не чувствуете, то каким образом Вы хотите узнать о моём внутреннем." О чём внетреннем? И ещё "Вы же его не чувствуете, раз задаёте такие вопросики?" Только черное и белое. Бинарное. Да или Нет? "На словах!!??" А здесь есть что-то кроме слов? Ваше мнение? В виртуальном форуме есть что-то кроме слов? Какой Вы смешной!!!!! С надеждой на Ваши ответы.
Ну, вот и давайте вместе посмеёмся | Заварной Орешек | 21.04.2003 19:24 RE: Спасибо, делитесь и дальше, всенепремено. | атта-тролль | 22.04.2003 20:24 Прекрасная статья (даром, что Пруст для меня - только имя). А не случалось ли Вам читать или слышать про "Любовь и воля" Ролло Мея (в 1997, кажется, году издававшуюся "Раффлер-бук"-ом). Вся книга подводит к ключевому для Мея понятию интенциональности как направленного, заинтересованного внимания, определяющего чувства и поступки. И очень интересен, как я считаю, вопрос о том являются ли такие состояния "выбора", "прозрения" экстраординарными, или это качество всегда "разбавляет" человеческое отношение к миру. Я считаю, мы всегда понимаем (представляем), что от нас все зависит (так, на всякий случай - ибо это непредсказуемо!). RE: Спасибо, делитесь и дальше, всенепремено. | eliza | 23.04.2003 16:05 Спасибо Вам, дорогой Атта-тролль, я рада, что статья понравилась Вам. К сожалению, по книгу "Любовь и воля" даже не слышала, надо поискать. Что же касается состояний "прозрения", то, как мне кажется, предрасположенность к этому есть в любом человеке, на клеточном уровне в каждом человеческом организме, но, как и написано в статье, люди, в основном, проходят мимо внутренних сигналов, не реагируют на них в суете, не останавливают мгновенье, вот и не трансформируется эта предрасположенность в способность и умирает со временем. Думаю, все мировые религии, все духовные техники, собственно, направлены на то, чтобы именно эту предрасположенность разбудить, привести человека в состояние осознанной жизни. Кстати, я уверена, что за именем Малека Яфарова, как за псевдонимом, скрывался Мамардашвили, потому что и тема его, и система аргументации, и стиль, - все говорит об этом. Но не знаю, как бы это точно выяснить. Пыталась разыскать Юрия Сенокосова, близкого друга и издателя книг Мамардашвили, чтобы выяснить у него, но пока, видимо, не слишком усердно искала. RE: Спасибо, делитесь и дальше, всенепремено. | атта-тролль | 23.04.2003 18:19 На всякий случай дам правильное название издательства "Рефл-бук", а год и вправду 1997. "Любовь и воля" - с уклоном в "психоаналитичность" (от практикующего как никак психотерапевта) - но по мне прежде всего хороша именно ударением сделанным на том, что брать судьбу в собственные руки надо всегда, и прежде всего в те моменты, когда делать это по-видимости бесмысленно и так некстати. Но если не будет этой готовности и более того, реализованной в усердии (на практике!) готовности, то любой благоприятный момент и любая методика пойдут прахом. Да и написано об этом более живо и образно, чем получается в моем пересказе.
RE: Спасибо, делитесь и дальше, всенепремено. | eliza | 23.04.2003 18:32 Спасибо, Атта-тролль, обязательно разыщу эту книжку. Хотя тема эта уже мной изнутри переработана, можно сказать, что я в других источниках ищу подтверждения того, что реализовалось в моей жизни. Поделюсь-ка я еще одним текстом, я его уже давным-давно вывешивала, но может он тогда не прозвучал, а в контексте этой темы вдруг заиграет новыми красками. Только помещу немного ниже, чтобы легче было читать, окей? Еще раз прошу прощения у тех, кто уже читал. Это Сартр, отрывок из "Тошноты". Там очень точно передано ощущение остановленного мгновения, всматривания в то, что с тобой происходит здесь и сейчас, причем происходит не снаружи, а изнутри. Сартр для Атта-тролля и всех, кому интересно | eliza | 23.04.2003 18:35 "У меня не было приключений. В моей жизни случались истории, происшествия, события -- что угодно. Но не приключения. И дело тут не в словах, я начинаю это понимать. Было нечто, чем я, не сознавая этого, дорожил больше всего на свете. Это была не любовь, боже мой, нет, и не слава, не богатство. Это было... В общем, я воображал, что в известные минуты моя жизнь приобретала редкий и драгоценный смысл. И для этого не было нужды в каких-то особых обстоятельствах, нужна была просто некоторая четкость. Нынешняя моя жизнь не слишком блистательна, но время от времени, например, когда в кафе играла музыка, я возвращался вспять и говорил себе: в былые дни, в Лондоне, в Мекнесе, в Токио я пережил восхитительные минуты, у меня были приключения. И вот теперь это у меня отнимают. Без всякого видимого повода я вдруг понял, что обманывал себя десять лет. Приключения бывают в книгах. Правда, все, о чем говорится в книгах, может случиться и в жизни, но совсем не так. А именно тем, как это случается, я и дорожил. Во-первых, начало всегда должно было быть настоящим началом. Увы! Теперь я так ясно вижу, чего я хотел. Истинное начало возникает как звук трубы, как первые ноты джазовой мелодии, оно разом прогоняет скуку, уплотняет время. О таких особенных вечерах потом говорят: "Я гулял, был майский вечер". Ты гуляешь, взошла луна, ты ничем не занят, бездельничаешь, немного опустошен. И вдруг у тебя мелькает мысль: "Что-то случилось". Что угодно -- может, в темноте что-то скрипнуло или на улице мелькнул легкий силуэт. Но это крохотное событие не похоже на другие -- ты сразу чувствуешь, оно предваряет что-то значительное, чьи очертания еще теряются во мгле, и ты говоришь себе: "Что-то начинается". Что-то начинается, чтобы прийти к концу: приключение не терпит длительности; его смысл -- в его гибели. К этой гибели, которая, быть может, станет и моей, меня влечет неотвратимо. И кажется, что каждое мгновение наступает лишь затем, чтобы потянуть за собой те, что следуют за ним. И каждым мгновением я безгранично дорожу -- я знаю: оно неповторимо, незаменимо, -- но я не шевельну пальцем, чтобы помешать ему сгинуть. Я знаю: вот эта последняя минута -- в Берлине ли, в Лондоне ли, -- которую я провожу в объятьях этой женщины, встреченной позавчера, минута, страстно мной любимая, женщина, которую я готов полюбить, -- уже истекает. Я уеду в другие страны. Я никогда больше не увижу эту женщину, никогда не повторится эта ночь. Я склоняюсь над каждой секундой, стараюсь исчерпать ее до дна, все, что она содержит -- и мимолетную нежность прекрасных глаз, и уличный шум, и обманчивый свет зари, -- я стараюсь вобрать в себя, навеки запечатлеть в себе, и, однако, минута истекает, я не удерживаю ее, мне нравится, что она уходит. А потом вдруг что-то разбивается вдребезги. Приключение окончено, время вновь обретает свою будничную вязкость. Я оглядываюсь: позади меня прекрасная мелодическая форма сейчас канет в прошлое. Она уменьшается, идя на ущерб, она съеживается, и вот конец уже сливается в одно с началом. И, провожая взглядом эту золотую точку, я думаю, что, даже если мне пришлось едва не поплатиться жизнью, разориться, потерять друга, я согласился бы пережить заново все, от начала до конца, в тех же самых обстоятельствах. Но приключение нельзя ни повторить, ни продлить. RE: Сартр для Атта-тролля и всех, кому интересно | атта-тролль | 23.04.2003 20:30 Наверно, совсем неоправдано сказать, что мне мало того, что проговаривает Сартр? Но у меня неоднажды возникало такое ощущение (от цитат и отрывков из него), что где-то остался скрытым существенно важный комментарий, что что-то , и вроде по недразумению, осталось недоговоренным. Вот и о "вспышке сознания". Для меня остается невнятным голос опыта (ответственности?) в этой картине. А думается, он существенно важен. Мне всегда больше были по душе чуть более ироничные к самому себе, к своим способностям вспомнить неповторимость мига , и в то же время чуть более трепетные по отношению к самому этому мигу слова. Мне все видится с большей амплитудой. А форма волны выписана великолепно. И действительно чудесно как неповторимость выражена словами, как она - вопреки своей сути - найдена вновь и запечатлена в своем появлении/исчезновении. Очень интересно, особенно его детство... | Заварной Орешек | 23.04.2003 20:49 "Хочешь достичь осознаности художник? Тогда преврати эстетство в точку, изящестово слова в безмолвие, а восхищение красотой в дыхание, иначе у тебя количество мыслей никогда не перейдёт в качество осознанности"
Спасибо. RE: Из «Любви и воли». Для Elizы, Заварного орешка и опять же всех, кому может быть интересно. | атта-тролль | 24.04.2003 19:51 Я предлагаю финал книги. Я местами бывал, мягко скажем удивлен путем, которым следовала мысль Ролло Мея, но за такой финал готов полюбить странноватое ремесло психоаналитика.
<<Микрокосм нашего сознания предполагает з н а н и е макрокосма вселенной. В том, что человек способен сознавать себя и свой мир, заключена исполненная благоговения радость, благословление и проклятие человека. Ибо сознание неожиданно обнаруживает удивительный смысл в наших, иначе абсурдных действиях <…> Интенциональность, сама обусловленная углубленным самоосознанием, является средством сообщения нашим действиям неожиданно выявленных сознанием смыслов. Мы стоим на вершине сознания всех предшествующих веков и их мудрость доступна нам. Однако, наши интуиции, новые формы, теснящиеся у самых границ нашего разума, всегда уводят нас в девственную страну, где мы хотим мы того или нет, вступаем на чужую и зыбкую почву. Единственный выход – впереди, и выбор наш состоит в том, чтобы либо отступить, либо утвердиться на этой новой земле. Ибо в каждом акте любви и воли – а в конечном итоге и то, и другое присутствует в каждом подлинном действии – мы одновременно формируем самих себя и наш мир. Вот что значит зачать свое будущее>>
Спасибо, Атта! Думаю: Элиза заценит тоже... | Заварной Орешек | 25.04.2003 14:12 Особенно последний абзац.
Но вот только "...благословение и проклятие человека"!? Я это не совсем прочувствовал.. если только как чисто литературный жест.
Спасибо.
RE: Из «Любви и воли». Для Elizы, Заварного орешка и опять же всех, кому может быть интересно. | eliza | 25.04.2003 15:58 Спасибо, Атта-тролль, обязательно найду и почитаю. Как и у Орешка, у меня тоже есть вопрос: почему "едиственный выход - впереди"?
RE: Из «Любви и воли». Для Elizы, Заварного орешка и опять же всех, кому может быть интересно. | атта-тролль | 25.04.2003 22:01 И почему, интересно, не Мефисто – Фелица? Тем более, что уж киргиз-кайсацкыя орду мы с успехом собою обеспечим. С такими собеседниками – одно удовольствие (благословение и проклятие) реферировать. Я сделал две купюры в тексте и получил два вопроса – ровно по содержанию этих купюр. Elizа, Вы-то меня поймали буквально за руку – я не проставил точки, но предложение выкинул. Но у меня есть оправдание (я надеюсь) – я стремился понравиться и держал в уме, что говорю о незнакомой книге. Просто там содержались отсылки на соответствующие главы книги и термины или понятия из этих глав, которые я не согласен защищать с пылом неофита. Заварной Орешек, по вашему вопросу соответствующими «пояснениями» будут «Эрос и демоническое». Я не без страха представлял размер того текста который Вы могли бы написать в ответ на это (привет от Фрейда – я понимаю, но из книги слов не выкинешь). Для Вас, мне кажется, естественней звучало бы рассуждение о неумелом (проклятом) и умелом (благословенном) сознании, но не для Мея. «По-мотивам» Мея, я бы сказал (попытавшись ограничиться важным именно мне), что для становления личности это означает необходимость самоутверждения и самовыражения. Сознание - это метод придания утверждениям и выражениям качества самости. И ни сам процесс, ни результат не обязательно гарантированно приятны (сообразны человеческой природе). В следующей пропущенной фразе было заключено рассуждение об истории (науке) – как материале необходимом для осмысленной жизни, и о знании (в том числе и о «метафизике балета» и любого искусства вообще как я понял) как основе сознательности. То есть осмысление прошлого одновременно устремлено в завтра. Подсказки и пути - они широко рассосредоточены по всему опыту, но выход – это результат, ставшее настоящим будущее. (Между прочим, в химии «выход» - это вообще количественное значение результата реакции – и вспоминается Юнг и алхимическое «великое деяние» души… - пора закругляться!). Могу еще высказать догадку. Книга не новенькая, написана в середине 60-х и мне слышится в этой фразе поддержка идей – не методов и не взглядов, а именно идеи выбора своего пути - радикальных молодежных движений того времени (в книге тоже время от времени есть отсылки к «злобе дня»).
|