Рано или поздно, но в стране начнется мощная пропагандистская кампания, в основу которой положат призыв вернуться к «демократическим ценностям девяностых». Ельцина представят как забытого реформатора, а Путина – как проводника антидемократических контр-реформ. И уж тогда на него свалят все и вся – «Курск», «Норд-Ост», Беслан Наблюдатели уже заметили некоторые признаки готовящейся депутинизации. Так, один из блогеров обратил внимание на статью в «Российской газете», посвященной новому фильму Никиты Михалкова «Двенадцать». Там содержатся такая вот интересная информация: «Хотя уже в своем вступительном слове Михалков утверждал, что его картина не о Чечне, избежать этой острой и здесь всех интересующей темы ему не удалось. «15 лет назад государство сделало огромную ошибку, — сказал он в интервью венецианской Il Gazzettino. — Если бы люди читали Толстого, трагедии можно было бы избежать. Но русские не читают своих базовых писателей. Чечня — это наш Ирак. Советские генералы, которые 15 лет назад пытались сокрушить этот народ, забыли слова генерала Ермолова, который еще в XIX веке сказал, что Чечню покорить нельзя. «Я бы посоветовал Путину посмотреть мой фильм» — эти слова Михалкова цитируют многие итальянские газеты».
Блогер признается, что очень сильно удивлен таким вот «назиданием» Путину со стороны всегда лояльного режиссера. По его мнению, Михалков отлично чувствует изменение политической конъюнктуры, и эти слова были сказаны им неспроста. «Такое впечатление, — пишет автор журнала, - что Михалков начинает обозначать контуры будущей анти-путинской информационной кампании (причем, кампании отечественного розлива, не иностранной). И, похоже, что осталось до начала этой кампании совсем ничего...».
Не будем торопиться, и приписывать Н. Михалкову «антипутинизм». Важно отметить сам факт ожидания депутинизации среди наблюдателей.
Очевидно, что важнейшей частью кампании по депутинизации станет критика кавказской политики президента. И эта критика будет весьма действенной, если обстановка на Кавказе обострится. А она, судя по всему, как раз и обостряется. Крайне непростое положение сегодня складывается в Ингушетии, где боевики провели серию убийств русских, что напомнило уже этнические чистки. Но, кроме этого, бандиты совершили несколько террористических актов в отношении представителей власти. Вот перечисление этих терактов, приведенное на сайте www.newsinfo.ru : «16 июля было совершено нападение на дом родственника Президента Ингушетии…18 июля в результате обстрела был ранен военнослужащий Минобороны. 21 июля был расстрелян советник Президента республики. 22 июля наглость террористов достигла предела – они обстреляли кортеж главы республики Мурата Зязикова. Через день, 24 июля, бандиты убили одного и ранили другого милиционера. Далее, пользуясь безнаказанностью, террористы 27 июля напали на здания республиканской ФСБ и администрации президента. Этим нападением на представителей главной организации, отвечающей за безопасность, они показали, что ситуацию правоохранительные органы не контролируют. На другой день, вернее в ночь с 29 на 30 июля боевики забросали гранатами милиционеров в Карабулаке и Малгобеке. 31 июля террористы обстреляли мобильный отряд МВД, убив и ранив троих его сотрудников».
В результате, полпред по Южному федеральному округу был вынужден охарактеризовать Ингушетию в качестве зоны контртеррористической операции.
По данным «Аргументов недели», в республике готовятся крупные беспорядки. Планируется спровоцировать массовое бегство русских. При всем при том есть вероятность конфликта с осетинами из-за территории Пригородного района осетинского Владикавказа. Тогда, как прогнозируют «АН», у президента Саакашвили появится возможность «прихлопнуть под шумок» Южную Осетию и Абхазию. Кроме того, газета сообщает о том, что президент Чечни Р. Кадыров якобы поговаривает о том, чтобы объединить свою республику с Ингушетией.
Как хотите, а все это попахивает большой кавказской войной. В 1999 году она чуть было не вспыхнула, но тогда в качестве детонатора выбрали Дагестан. Сегодня подрывные силы делают ставку на Ингушетию. И если «большая война» все-таки начнется, то это будет огромным проигрышем Путина. Сегодня у него ореол «усмирителя Кавказа», но коли выяснится, что Кавказ все-таки не усмирен, а наоборот… Вот тогда-то и вспомнят «мудрого дедушку Ельцина», при котором был подписано «спасительное» Хасавюртское соглашение. И фильмы, типа «Двенадцати», к тому моменту окажутся ой как востребованы. А вот Путину и его «силовикам» будет предъявлен огромный счет, причем платить по нему придется в Гааге.
Такой вариант очень даже вероятен в случае ухода Путина с поста президента. Сам момент передачи им власти находится в некоем прогностическом тумане. Речь здесь идет о событии, принципиально новом для России. Власть у нас передавали по наследству, власть у нас отнимали, власть становилась «ничейной» после смерти правителя. Даже Ельцин передал власть задолго до выборов. Но вот как все это будет происходить в ходе выборов – неизвестно. И в силу этого – в высшей степени тревожно. Кто знает, какой соблазн может появиться у разных игроков из разных группировок.
Но даже если пресловутая операция «Преемник» и осуществится – то никто не поручится за то, что новый президент станет проводить прежний курс. Более того, именно тогда возникнет некий опасный дуализм. По одну сторону будет находиться избранный президент, обладающий могущественными рычагами власти. По другую – сверхвлиятельный и сверхпопулярный Путин, имеющий в своем распоряжении разнообразные связи, оставшиеся со времен правления. Безусловно, какие-то силы попытаются сделать бывшего президента этаким неформальным лидером (может быть, даже премьером – например, от «Единой России». Эта возможность в СМИ уже обсуждалась). А для этого могут попытаться переформатировать нынешнюю президентскую республику – в парламентскую. Это уже само по себе было бы разрушительной технологией, ведь огромная Россия не может управляться парламентом. Но, помимо этого, неформальный лидер и формальный президент неизбежно вступят в острое столкновение. В России власть правителя всегда будет, так или иначе, реальной – кем бы ни был сам правитель. Мы власть «обожаем» – порой до крайности. Вокруг нового президента сразу же возникнет мощнейший управленческий «пул», готовый сделать президентскую вертикаль реально независимой от всех других структур. И в борьбе за эту независимость – против «неформального лидера нации» Путина – как раз и может быть сделана ставка на «депутинизацию» — со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, это далеко не единственный вариант реельцинизации. Не следует сбрасывать со счетов и вариант оранжевой революции. В случае, если выборы президента совпадут с масштабной дестабилизацией страны, то определенные элитарные группы могут попытаться использовать маховик массового протеста для выдвижения во власть своего кандидата – по образцу 1990-1991 года (Россия) и 2004 года (Украина).
Неоельцинистам будет на кого опереться. Вне всякого сомнения, много противников путинского курса на госкапиализм находится в среде крупного капитала. И в этом плане крайне любопытное высказывание недавно сделал глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин: «Нас настораживает избыточное присутствие государства в экономике как предпринимателя. Власть охватила эйфория по созданию госхолдингов и госкорпораций, но эта эйфория должна иметь какие-то пределы». Как утверждает Шохин, когда государство выступает предпринимателем и регулятором одновременно, неизбежен конфликт интересов. Государство может входить в сам бизнес, но только как финансовый инвестор. И уже на момент вхождения оно, по мнению Шохина, должно декларировать стратегию выхода. Все это весьма настораживает и наводит на такую мысль – может быть, здесь имеет место быть своеобразный «ультиматум» олигархата?
Оппозиция может возникнуть (если уже не возникла) и на уровне региональных элит. Вероятно, здесь существует сильное раздражение централизаторской политикой Кремля, а также антикоррупционной его кампанией, которая, в последнее время, взяла гигантские обороты в регионах. Не надо забывать и о последних громких отставках – новгородского губернатора М. Прусака и самарского губернатора К. Титова. Наблюдатели видят в них продолжение атаки на «ельцинскую гвардию». (Возможно, что эта атака усилится после утверждения премьером главы «финансовой разведки» В. Зубкова). И тут можно ожидать сильнейшей контратаки со стороны некоторых чиновников, чересчур засидевшихся в своих высоких кабинетах.
В общем, и целом никакое благодушие сегодня не уместно. Нас ожидают сложнейшие времена. Главная битва — еще только впереди.
http://www.pravaya.ru/look/13531?print=1