Вторник, 2024-05-14, 07:28
.
Главная сайта Форум Регистрация Вход
 
Внимание! На форуме существуют ограничения по группам пользователей! Подробности читайте по ссылке - Правила
Уважаемые гости! На данный момент писать на форуме у вас нет возможности. Если хотите что-то сказать - зарегистрируйтесь.
[Рисовать · Личные сообщения · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 6 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • »
Форум » Точка зрения » Яичница с Бэконом » Организация (Управленческие науки)
Организация
ФауфабаофДата: Пятница, 2006-01-20, 21:30 | Сообщение # 101
Териоморф
Группа: Алисоведы
Сообщений: 5148
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (Рейдер)
Высказывания Фау я понял так, что не следует слишком буквально воспринимать изложенное в статье.

Я извиняюсь - много времени прошло. Но и меня здесь не было.
Выше я рассказал о моих сложностях с буквальностью авторов. Я согласен с Вами, Рейдер, в том, что буквальности и только нее следует требовать от текста. Мои слова относились к предложению Ротвейля – не делать этого, ради сохранения «главного». Я попытался. Неудачно (без отклика, без сохранения смысла - очевидно), как Вы могли видеть. Жаль что не видел их исторических штудий – наверно бы и не пытался. Они моих трудов не заслужили, на мой, естественно, взгляд. Что же касается «ошибаются, но не так грубо». Ну это о том же, что и Selena. Нейроны и инстинкты – что-то напоминают подобное героям этой беллетристики. Но не более. Я от этого все равно не в восторге. У авторов есть связь с действительностью, они не совсем фантазеры. Но рыться во всем этом? Ради чего?


" Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben "
 
ФауфабаофДата: Пятница, 2006-01-20, 21:48 | Сообщение # 102
Териоморф
Группа: Алисоведы
Сообщений: 5148
Награды: 1
Статус: В реале
Selena, Не надо меня смешить, про "ассоциативное мышление" Речь идет не про непонятность ассоциаций. а про неверность взгляда на объект исследования.
Племенное сознание как исторический факт (группа данных) противоречит концепции авторов (подобно тому как ранее им противоречила истинная природа «аналогичного» нейрона). Оно не случайно не расшифровано ими. Им не на что будет сослаться. Ваша же интерпретация – хоть она и ошибочна на мой взгляд (я ее коротко понимаю так: эволюция сознания в рамках эволюции общества) – Ваша интерпретация имеет право на жизнь. Она не мертворожденнная. Если уж об этом речь, то вы – по-моему – не правы не по сути, а по временным отрезкам. Мы еще не так далеко ушли от ритуалов все вместе и каждый в отдельности, чтобы качественный скачок был различим.


" Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben "
 
РотвейльДата: Суббота, 2006-01-21, 16:15 | Сообщение # 103
Льюис Кэрролл
Группа: Экспериментаторы
Сообщений: 1383
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (Фауфабаоф)
Но рыться во всем этом? Ради чего?

Ради самопроявления. Посты ;0)

Quote (Фауфабаоф)
Мы еще не так далеко ушли от ритуалов все вместе и каждый в отдельности, чтобы качественный скачок был различим.

Флаги, значки, гимны... прочая "постиндустиальная" деньгократия - почти неисчисляемо :0)
Позже я скину занимательные сведения (свежее из работ) о наличии оснований хотя бы пофантазировать... нейросоц ли, иная ли ступень соц.взаимосвязей. Помнится: и для фантастов самый тяжелый жанр - утопия.
Пока один вопрос: насколько воспринимается "обязательное условие" неросовцев (и др.) о некоем единстве мировоззрения?

 
SelenaДата: Суббота, 2006-01-21, 16:24 | Сообщение # 104
Льюис Кэрролл
Группа: Администраторы
Сообщений: 9364
Награды: 1
Статус: В реале
Фауфабаоф, вот пытаюсь я показать, что если в нейросоце упираться в буквальность, то и впрямь редкостная чепуха (как картину импрессионистов носом к холсту по пятнам разбирать), а вот если ассоциативно, да на тенденции... но для этого отойти надо хотя бы метра на 2. biggrin

Чем на мой взгляд страдает современное образование - очень жёстко фиксирует коридоры реальности и при столкновении с оной (Реальностью) сложно корректировать Картину мира. Жёсткость мешает, можно только ломать, а это чревато нервным срывом...

Ради Бога, да прочитайте наконец-то Квантовую психологию Уилсона! (это всем участвующим в споре).

Ну невозможно при такой жёсткой конструкции мышления обсуждать новые гипотезы не лежащие в русле академических представлений... Ведь даже у Фоменко можно увидеть массу полезного и верного, если не падать в истерике от одного его имени. biggrin


 
РотвейльДата: Воскресенье, 2006-01-22, 09:21 | Сообщение # 105
Льюис Кэрролл
Группа: Экспериментаторы
Сообщений: 1383
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (Фауфабаоф)
Я согласен с Вами, Рейдер, в том, что буквальности и только нее следует требовать от текста.

Здесь поподробней можно? Для эксперимента: обозначьте буквальное значение словосочетания "информационное поле"? Проблема срочно обрисуется даже у тебя. Не говорю уже о Рейдере, что явных апорий и в одном слове не различает. Могу дать задание буквалистики на примере твоих же утверждений. Можно ради хохмы обосновать, что вы неправильно используете термин "буквальность". Мысль прозрачна о понятийном аппарате?
 
РотвейльДата: Воскресенье, 2006-01-22, 09:40 | Сообщение # 106
Льюис Кэрролл
Группа: Экспериментаторы
Сообщений: 1383
Награды: 0
Статус: В реале
Гы, ведь на одном слове "информация" зависнет обсуждение. Какое уж там "поле" - в сельхоз одно, в в информатике... в маркетинге...
О какой буквальности разговор? Обозначайте.
 
BepaДата: Воскресенье, 2006-01-22, 14:22 | Сообщение # 107
Льюис Кэрролл
Группа: Проверенные
Сообщений: 1394
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (Selena)
Ради Бога, да прочитайте наконец-то Квантовую психологию Уилсона! (это всем участвующим в споре).

Где читать? biggrin
 
ФауфабаофДата: Воскресенье, 2006-01-22, 15:11 | Сообщение # 108
Териоморф
Группа: Алисоведы
Сообщений: 5148
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (Ротвейль)
Для эксперимента: обозначьте буквальное значение словосочетания "информационное поле"?

Чисто для эксперимента, я под полем подразумеваю силовое поле, если где и оговариваюсь , сбившись - по ассоциации - на лужайки, да грядки, больно ли, не больно ли - надо сечь biggrin
Правда, умные люди говорят , что "поле" - это выдумка от бессилия описать истинную взаимосвязь вещей в мире. Но о выдумках тоже можно говорить буквально - главное чтобы это были хорошо известные выдумки.

Я ж говорю - проблемы у "нейросоца" я вижу не в том, что она необоснована. а в том, что ее пытаются обосновать никуда не годными способами.

Selena, не принимаю пожеланий видеть картину целиком. Если мерить такой - высокой - мерой, то неверность в картине каждого элемента служит доказательством того, что неверно "смоделирован" (представлен, угадан) сам высший фрактал. Тут уж не до таких желаний. Тут бы котлету (махонькую такую) от большой и прожорливой мухи уберечь. "Суть котлеты" я называл раньше.

Ротвейль. Про мировоззрение. если они пользуются этим словом имея в виду нынешние мировоззрения. Такие как они есть, такие какими мы их привыкли различать. Тогда, на мой взгляд, они не правы. Эти мировоззрения слишком узки для универсальной системы управления


" Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben "
 
РотвейльДата: Воскресенье, 2006-01-22, 20:04 | Сообщение # 109
Льюис Кэрролл
Группа: Экспериментаторы
Сообщений: 1383
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (Фауфабаоф)
Про мировоззрение.

Не секу :0) В "если" сквозит допущение альтернативного. Давай с него: что подразумевал "буквально"?
 
SelenaДата: Воскресенье, 2006-01-22, 20:26 | Сообщение # 110
Льюис Кэрролл
Группа: Администраторы
Сообщений: 9364
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (Фауфабаоф)
Если мерить такой - высокой - мерой, то неверность в картине каждого элемента служит доказательством того, что неверно "смоделирован" (представлен, угадан) сам высший фрактал.

Или что глаз "кривой". biggrin


 
SelenaДата: Воскресенье, 2006-01-22, 20:27 | Сообщение # 111
Льюис Кэрролл
Группа: Администраторы
Сообщений: 9364
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (Bepa)
Где читать?

В Интернете любым поисковиком...


 
SelenaДата: Понедельник, 2006-01-23, 04:28 | Сообщение # 112
Льюис Кэрролл
Группа: Администраторы
Сообщений: 9364
Награды: 1
Статус: В реале
Ротвейль, рекомендую эту премилую работу моего давнего Интернет-знакомца 22 проблемы исследовательской работы - как раз имеет отношение к тому во что превратилась тема. biggrin

 
РотвейльДата: Понедельник, 2006-01-23, 11:23 | Сообщение # 113
Льюис Кэрролл
Группа: Экспериментаторы
Сообщений: 1383
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (Selena)
22 проблемы исследовательской работы

С удовольствием почитаю. Уже бросаю в закладки.
 
ФауфабаофДата: Понедельник, 2006-01-23, 14:44 | Сообщение # 114
Териоморф
Группа: Алисоведы
Сообщений: 5148
Награды: 1
Статус: В реале
Ротвейль
Далась тебе эта буквальность.
Лады. Я считаю, что рано или поздно будет достигнут рубеж, когда мировоззрение будет единым. Далее я считаю, что человек, говорящий, что представляет каким оно будет, на что оно будет похоже – либо врет, либо (специально для присутствующих здесь сторонников широкого присутствия иных сущностей в людской жизни) и не человек вовсе.
При этом под мировоззрением я понимаю:
Quote
Комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания и оценки.
Современная философия: словарь и хрестоматия.

Отсюда и «если». Современные комплексы не приспособлены для того, чтобы быть объединяющей силой для всех функционально необходимых для управления единиц. Не вижу необходимости специально ставить условие единства мировоззрения в «начале проекта». Цель – именно такова. Но решать ее нужно тем что есть.


" Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben "
 
SelenaДата: Понедельник, 2006-01-23, 15:23 | Сообщение # 115
Льюис Кэрролл
Группа: Администраторы
Сообщений: 9364
Награды: 1
Статус: В реале
Ротвейль, вот эта главка изумительна Ранжирование природы и девять «о…»

"...(А. Захаров) А помните, как Митрофанов формулирует научное противоречие: «Я не верю, что это явление есть, а оно — есть!» Видите, противоречие не в объекте, а в самом исследователе.
А если формулировку Митрофанова чуть «покачать», покопавшись в смысле фразы: «Я не верю, что это явление есть»?

Ведь это ситуация типа: «Глазам (ушам, чувствам) не верю». Но эта ситуация может быть развернута дальше: «Глазам (ушам, чувствам) не верю, поскольку у меня нет абсолютно никакого объяснения явлению, реально существующему».

Кто-то из известных исторических личностей (или Французская Академия наук?) заявил: «Я не верю в метеориты, потому что на небе камней нет»? Однако иногда камни с неба все-таки падают и есть тому свидетели.

Человек в условиях неопределенности жить не может, неопределенность пугает. Тем более, когда она человека непосредственно касается. Поэтому тут же выдвигается объяснение, которое обязательно соответствует уровню исследователя. Ну, например, камень упал с неба потому, что птица его туда затащила, а потом уронила. Очень даже хорошее объяснение.

Но вот еще один камень с неба брякнулся, а птиц в небе явно нет! Как же так: по объяснению обязательно должна быть птица, а ее-то и нет?! Вот когда рождается противоречие, когда реальное явление не соответствует гипотезе исследователя, не соответствует ожиданию человека. Недоумение — признак противоречия.

Резюме: пока нет гипотезы (объяснения) и ее проверки (сравнения), не может быть и противоречия! Т.е. явление не вере должно противоречить, а знанию."


 
SelenaДата: Понедельник, 2006-01-23, 15:28 | Сообщение # 116
Льюис Кэрролл
Группа: Администраторы
Сообщений: 9364
Награды: 1
Статус: В реале
"Представление о том, что камни не могут падать с неба — это вовсе не глупость и не отсталость французских ученых. Это гигантская надсистема представлений о небе. Не «знаний» — мы договорились, что «знать» нам просто не о чем, — а именно представлений, МОДЕЛЕЙ. Проникнитесь представлениями той эпохи и вы убедитесь, что камней на небе просто не может быть!

Представления меняются по двум причинам. Первая — наблюдения. И тут нас поджидает еще одна ловушка. Ошибкой будет считать, что мы наблюдаем то, что «существует». МЫ НАБЛЮДАЕМ ТО, ЧТО НАМ ПОЗВОЛЯЕТ НАБЛЮДАТЬ СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Почему полинезийцы с любопытством рассматривали лодки Кука, но не увидели его огромный корабль. Потому что кораблей не бывает. У полинезийцев не было представлений о таких огромных лодках. Почему Аристотель не увидел горизонтальной составляющей качания маятника? Потому что в тогдашних представлениях существовало только одно движение — движение вниз к «естественному месту».

Вся система образования с первых своих шагов построена на одном принципе. Нам объясняют «правильную» систему представлений, а затем учат находить эту модель во всех окружающих «явлениях». В результате мы просто не умеем видеть другие модели.

Сотни раз европейские химики наблюдали процесс горения. Сотни раз читали они трактаты арабских алхимиков о том, что при сгорании вес вещества может увеличиваться. Но была четкая модель — вес при горении уменьшается. Свеча горит — вес уменьшается. Лучина горит — вес уменьшается. А если в каком-то отдельном случае вес и увеличивается, то...

Вспомним еще одну составляющую системы тогдашних представлений. Взвешивание вообще не относится к научным методам познания. Поскольку есть невесомые «флюиды». И при соединении с ними вещества могут менять вес в любую сторону. В конце концов, при химических взаимодействиях может же как угодно меняться цвет и объем. Почему вес — исключение?

Так что, если даже вес и увеличился, то это легко объясняется пористостью тел, которые втянули в себя воздух, или односторонней проницаемостью сосуда, в котором проводится опыт, или еще десятком способов. Эти объяснения выдвигали по-настоящему великие ученые — Шееле, Пристли и другие. То есть химики видели пористость, флюиды, но НЕ ВИДЕЛИ закономерного увеличения веса.

Лавуазье не был воспитан в «флюидной» парадигме. У него была нарушена система «правильных» представлений. Вес для Лавуазье был ИЗНАЧАЛЬНО научным параметром. Что и позволило ему выстроить другую модель горения.

Правильна ли эта новая модель? А что значит «правильна»? Нас научили видеть горение в рамках этой модели. Только и всего. И мы НЕ УВИДИМ другое горение.

Когда же мы встречаемся с чем-то, что не укладывается в «правильную» модель, мы выстраиваем ПРОТИВОРЕЧИЕ. Вес увеличиваться не должен, поскольку при горении выделяется флогистон, но он увеличился. Именно это противоречие мы и решаем. Но как? В сторону настоящего развития модели? Вовсе нет. Мы решаем противоречие в сторону спасения «правильной» модели. Вводим пористость — и все в порядке. Модель остается правильной.

Вторая причина изменения моделей — нестыковка разных моделей одного явления. И тут вообще речь о природе не идет. Не стыковались уравнения движения тел в разных системах отсчета — и пришлось математику Пуанкаре их согласовывать, решать возникшее противоречие. Он и решил его «на бумаге», не оглядываясь на природу. Сейчас идея Пуанкаре об относительности размеров, массы и времени рассматривается как составная часть теорий Эйнштейна. И считается «правильной». Но при чем тут «природа»? Какие «наблюдения» подвигли Пуанкаре на создание новой модели?

Не будем углублять эту модель. Если интересно — почитайте Имре Лакатоса. Сравните его модель развития представлений с моделью Томаса Куна. А мы пойдем дальше. Нас ждет второй уровень понимания данного вопроса.

К 18 веку накопился огромный материал о животных и растениях. В этом материале НЕ БЫЛО НИКАКИХ СЕРЬЕЗНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ. И все же ряд биологов, среди которых объемом работы и красотой построений выделяется Карл Линней, начали строить совершенно новую биологическую модель — классификацию. Та же история повторилась в 19 веке с химией.

Не стыкуется эта модель с нашими предыдущими рассуждениями. Новые модели строятся без всяких противоречий. Просто строятся — и все. Нельзя же, в самом деле, назвать научным противоречием затруднения Менделеева при изложении химии студентам. Плохой педагог был, раз не мог связно изложить. "


 
SelenaДата: Понедельник, 2006-01-23, 15:32 | Сообщение # 117
Льюис Кэрролл
Группа: Администраторы
Сообщений: 9364
Награды: 1
Статус: В реале
"Почему в 18-19 веках создался буквально взрыв классификаций? Теперь мы можем смоделировать и это «явление». Первые классификации создали прецеденты. Появилась своеобразная научная «мода». Первое же новое поколение ученых, для которых классификация не была чем-то новым, «неправильным», принялось классифицировать все подряд. Классификация стала новой НАДСИСТЕМОЙ, в рамках которой «пеклись» одна за другой новые модели. Заметьте, отдельные робкие попытки построения эволюций не воспринимались всерьез. Да и были они, мягко говоря, несуразными. Вспомните «эволюционные» взгляды Э. Дарвина — деда Ч. Дарвина. Мы бы с вами на месте тогдашних ученых тоже ее высмеяли. И поделом.

Но вот новая модель становится «правильной» повсеместно. Теперь в учебных заведениях учат видеть во всем окружающем именно ее. И снова возникает море противоречий, которые нужно решать для спасения базовой модели. Т. Кун назвал этот этап «нормальной наукой» (в отличие от «революционной науки» — смены базовой модели). Лакатос отметил, что качество этих «спасений» становится все более и более сомнительным. Большинство из них имеют «лингвистический» характер, то есть опираются на игры слов и на «подразумеваемые» позиции базовой модели.

Например, медики большинство болезней сегодня объясняют стрессами. И мы совершенно спокойно принимаем это объяснение. Хотя ни один из медиков не в состоянии объяснить нам механизм, каким образом стресс вызывает эти болезни. Более того, такое объяснение не согласуется с теорией стрессов Г. Селье. Просто «подразумевается», что стресс — это что-то плохое. А значит, может вызвать болезни. "


 
РотвейльДата: Понедельник, 2006-01-23, 15:34 | Сообщение # 118
Льюис Кэрролл
Группа: Экспериментаторы
Сообщений: 1383
Награды: 0
Статус: В реале
Гь, ссылочным лентяям столько? Дык объемные посты лентяям тоже лень читать ;0)
 
SelenaДата: Понедельник, 2006-01-23, 15:47 | Сообщение # 119
Льюис Кэрролл
Группа: Администраторы
Сообщений: 9364
Награды: 1
Статус: В реале
итоги.

1. Нет абсолютной функции. А потому нет и критерия деления систем на «целевые» и «нецелевые». Человек является не определяющим параметром развития систем, а одним из ресурсных «материалов».

2. Понятие «природа» является не более, чем одной из наших моделей. Поэтому нет критерия для деления систем на «природные» и «искусственные». Системные свойства моделей развиваются в обоих случаях одинаково, а «материальные» в обоих случаях по-разному.

3. Наши наблюдения не являются объективными, а зависят от той модели, в рамках которой мы ведем эти наблюдения. Поэтому нельзя считать наблюдения основой для построения научных систем (моделей).

4. Модели любого ранга сменяются, поэтому не существует критерия «правильности» модели. «Правильной» можно считать разве что модель, которая имеет перспективы развития, позволяет создавать «исследовательскую программу» (И. Лакатос) С исчерпанием исследовательской программы модель становится «неправильной».

5. Объяснения, которые дает еще неразвитая новая модель, с позиций модели старой кажутся необоснованными и некрасивыми. Они действительно ПЛОХО объясняют объект. Зато имеют перспективу развития. Старые модели красивы, но объяснения у них на «лингвистическом» уровне, и нет перспектив развития самой модели. Развитие старых моделей почти всегда заканчивалось созданием «универсальной» схемы.

6. Существуют и в строго определенном порядке сменяют друг друга разные виды моделей. Аналогии сменяются классификациями, классификации — периодизациями, те, в свою очередь, — эволюциями. И это не последний этап. Объяснять развитие научных представлений только эволюционными моделями — значит просто не понимать сущность эволюции.

7. Для смены моделей в рамках вида характерно развитие через возникновение и преодоление противоречий. Для смены самих видов такой аналогии пока не обнаруживается.

8. Для поиска аналогий есть смысл сравнивать только модели одного вида. Классификации с классификациями, эволюции с эволюциями.

9. Любая эволюция может происходить как минимум на двух рангах — в онтогенезе и в филогенезе. Есть принципиальные различия между этими рангами, как в отношении закономерностей развития, так и по времени. Нужно четко различать, на каком именно ранге мы ищем закономерности.

10. И наконец. «Лингвистический» уровень объяснений базируется на рассуждениях в рамках старых моделей, одиночных или вымышленных примерах (притчах), он легко претендует на всеобъемлемость. Он дает неплохие объяснения post factum. Прогнозы его банальны и потому ценность их близка к нулю. Получать перспективные новые модели можно ТОЛЬКО И ЕДИНСТВЕННО базируясь на широком материале, на множестве примеров. Выйти за пределы своей надмодели можно только если сознательно искать недостатки модели, а не ее достоинства, искать примеры, опровергающие модель, а не подтверждающие ее.


 
SelenaДата: Понедельник, 2006-01-23, 15:49 | Сообщение # 120
Льюис Кэрролл
Группа: Администраторы
Сообщений: 9364
Награды: 1
Статус: В реале
Ротвейль, ну а вдруг кто-то прочитает хоть выжимки...


" Между мышлением на уровне одиночных объектов и мышлением на уровне групп (множеств) есть ряд высоких психологических барьеров.
2.1 умение видеть свойства одиночных объектов мешает видению свойств групп (множеств) этих объектов;
2.2 умение видеть конкретные свойства одиночных объектов и групп (множеств) мешает видению статистических свойств больших множеств;
2.3 умение видеть конкретные свойства одиночных объектов, мешает видению динамики развития этих свойств;
2.4 умение видеть динамику развития одиночных объектов мешает видению динамики развития групп (множеств) этих объектов.

Как обучать этим переходам и умению видеть все уровни одновременно? "

"Многофакторность. При рассмотрении изменений объектов достаточно легко воспринимается зависимость состояния объекта от одного воздействующего фактора. Остальные факторы, могущие влиять на объект, не воспринимаются или воспринимаются, как вспомогательные. Переход к многофакторной модели, в которой все факторы равноправны, а еще больше к модели, в которой соотношение факторов динамично меняется, очень затруднен.

(...) Выход в НС. Умение видеть объект и его изменения мешает видению объекта, как части надсистемы. Перед таким переходом просматривается три барьера:
4.1 переход от объекта, как такового, к объекту, как части непосредственной надсистемы;
4.2 переход от объекта, как части непосредственной надсистемы к объекту, как части множества разных надсистем;
4.3 переход от объекта, как части множества разных надсистем, к объекту, динамично рассматриваемому в разных надсистемах.

Супермодели. Любая новая (даже принципиально новая) модель является частью неизменной супермодели, то есть, более широких, даже философских воззрений. Супермодели тоже меняются, но гораздо реже, после смены нескольких моделей в их рамках. Смена супермодели до того, как в ней сменилось несколько моделей, практически невозможна. (Пример: геоцентрическая супермодель сменилась гелиоцентрической супермоделью; в рамках последней сменились круговые орбиты Коперника на эллиптические Кеплера, затем на «возмущаемые» орбиты; только после этого была нормально воспринята «безцентрическая» модель, предложенная Дж. Бруно за 200 лет до этого.) Даже принятие новой модели не разрушает барьера перед принятием новой супермодели.

Исследовательская программа. Хорошая, перспективная модель характерна тем, что в ней есть множество нерешенных проблем. Наличие таких потенциальных проблем И.Лакатос назвал «исследовательской программой».
Обычно при построении новой модели видны одна-две проблемы. Новые возникают по мере решения предыдущих. Получается, что исследовательская программа становится видна только после того, как она выполнена.

Однако возможность видеть проблемы модели заранее существует. Перед ней стоит чисто психологический барьер — неумение (и нежелание) видеть не только удачные следствия модели, но и ее промахи, неудачи, белые пятна.

«Сплющивание» времени. Временное мышление для человечества является новым и непривычным. Обычное мышление стремится «сплющить» время, свести изменения объекта к состоянию, в крайнем случае — к коротким быстрым изменениям. Промежутки времени, существенно превышающие сознательную жизнь человека, вообще почти невозможно себе представить. Это огромный барьер перед созданием и принятием периодизационных, а еще больше эволюционных моделей.

Аналогии. Любые модели в конечном итоге сводятся к аналогиям. Другого способа мышления у нас пока нет. По мере развития модели, аналогии, лежащие в ее основе, усложняются, становятся все дальше от исходного объекта. Для создания удачных аналогий, имеющих хорошую «исследовательскую программу», необходима развитая фантазия и, главное, широчайшая эрудиция.
Однако количество моделей растет с такой скоростью, что настоящая разносторонняя эрудиция становится принципиально невозможной. "


 
Форум » Точка зрения » Яичница с Бэконом » Организация (Управленческие науки)
  • Страница 6 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • »
Поиск:

Администратор Модератор Пользователь Проверенный Алисовед Идущие


Сайт управляется системой uCoz