Среда, 2024-05-15, 01:41
.
Главная сайта Форум Регистрация Вход
 
Внимание! На форуме существуют ограничения по группам пользователей! Подробности читайте по ссылке - Правила
Уважаемые гости! На данный момент писать на форуме у вас нет возможности. Если хотите что-то сказать - зарегистрируйтесь.
[Рисовать · Личные сообщения · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Точка зрения » Яичница с Бэконом » Наука и идеология
Наука и идеология
РейдерДата: Понедельник, 2010-03-22, 17:03 | Сообщение # 1
Синяя гусеница
Группа: Участники
Сообщений: 694
Награды: 0
Статус: В реале
Quote
Физика в СССР в 20-40 годы

В двадцатые годы большую роль в философии играли так называемые механисты. Эта многочисленная и влиятельная группа призывала строить марксистскую философию на естественнонаучной, главным образом физической основе. Но для них вся физика отождествлялась с физикой XIX века, прежде всего - с механикой. Поэтому механисты настороженно, а часто и враждебно встречали новейшие достижения физики. Особенно усердствовал в этом профессор физики МГУ А. К. Тимирязев, сын великого ботаника и дарвиниста, член редколлегии основного философского журнала "Под знаменем марксизма" ("ПЗМ"). Он, к примеру, считал теорию относительности "умозрительной гипотезой", которую нельзя проверить прямым экспериментом. Поэтому, по Тимирязеву, теория относительности не согласуется с диалектическим материализмом, так как не удовлетворяет главному критерию - практике. В связи с этим он приветствовал и пропагандировал результаты опытов Миллера, якобы подтверждающих влияние движения Земли на скорость света.
Пропагандировал Тимирязев и сочинения, опровергающие теорию относительности. Так, под его редакцией вышла книга черносотенца Ф. Ленарда "О принципе относительности, эфире, тяготении (критика теории относительности)". В то же время о брошюре Эйнштейна "Эфир и теория относительности" Тимирязев писал: "Должен откровенно сознаться: большего "научного черносотенства" в жизнь свою не читал в специальной литературе!"
Механицизм как философское течение был осужден в специальном постановлении ЦК ВКП(б) в январе 1931 года. Тимирязев два года ничего не писал. Но в 1933 году он вновь ринулся в бой - в пятом номере "ПЗМ" была опубликована его большая статья "Волна идеализма в современной физике на Западе и у нас".
Формальным поводом для статьи послужило выступление президента Британской ассоциации содействия наукам генерала Смутса, в котором он утверждал, что современная физика окончательно и бесповоротно опровергла материализм. По мнению Тимирязева, пропаганда идеализма - это тонко разработанный план, который охватывает страну "строящегося социализма". Этот план воплощают переводчики и редакторы иностранных книг по физике, издающихся у нас, и, конечно, авторы отечественных книг, пропагандирующих современную физику.
В качестве примера Тимирязев приводит книгу А. Эддингтона "Относительность и кванты" (под редакцией Б. Гессена), где показана несостоятельность механистической картины мира и необходимость замены ее "символическим миром", то есть миром, познаваемым с помощью математических методов. Тимирязев называет это демонстрированием открытой поповщины.
Идеализмом считает Тимирязев и основные положения квантовой физики. Так, он обвиняет С. И. Вавилова в агностицизме потому, что тот в книге "Глаз и солнце" утверждает, что материя, обладая свойствами и волны и частицы, в целом не является ни тем, ни другим и ни смесью того и другого. "Может быть строителем социализма тот, кто эти рассуждения принимает за науку?", - патетически спрашивает Тимирязев.
Современной физики он так и не понял, зато в политическом пафосе явно прибавил. "Существование физического идеализма, и не только за границей, но и у нас, не подлежит сомнению, - заканчивал Тимирязев свою статью. - Пугаться его, конечно, нет оснований, и не с такими опасностями встречались и одолевали их! Однако сидеть, сложа руки, при таких симптомах также нельзя! А что надо делать, наша партия знает. Вспомним, что говорил т. Сталин на XVI съезде нашей партии о том, что надо сделать с троцкизмом и правым уклоном для того, чтобы вести развернутое наступление. Точно так же и в данном случае. Чтобы мобилизовать ко второй пятилетке всех наших научных работников, чтобы разжечь в них пафос освоения всех достижений науки и техники и неудержимым потоком повести всю массу наших ученых в первые ряды строителей социализма, необходимо прежде всего похоронить физический идеализм, необходимо с корнем вырвать эти ядовитые ростки, которые "мирно врастают" в головы будущих строителей социализма".

2
Тимирязев боролся с новой физикой до конца своих дней, хотя во второй половине тридцатых уже не играл ключевой роли. На передний план вышли такие колоритные фигуры, как А. А. Максимов и Э. Кольман. Оба были членами редколлегии журнала "ПЗМ", специализирующимися в области философских вопросов физики. Максимов впоследствии стал членом-корреспондентом АН СССР, а Кольман, чех по национальности, - членом Чехословацкой академии наук.
Взгляды Максимова на новую физику хорошо характеризует его статья "Об отражении классовой борьбы в современном естествознании". Обратим прежде всего внимание на заглавие. Максимов уверен, что "в конечном счете философская борьба есть отражение борьбы классовой: философская борьба определяется экономической и политической".
По каким же направлениям идет классовая (философская) борьба? Прежде всего - по вопросу о причинности в физике. Максимов считает, что "так называемый принцип неопределенности" Гейзенберга дал "возможность утверждать, что по отношению к самым глубочайшим основам явлений, которые происходят в материи, мы не можем продвигаться до конца. Там есть нечто непознаваемое, и раз мы не можем проследить и изучить движение отдельной частицы, то мы не можем применить там принцип причинности".
Отрицают причинность в микромире, по мнению Максимова, и Бор, и де Бройль, и Шредингер. Хотя непредвзято настроенному читателю даже из цитат, приводимых Максимовым, ясно, что они отрицают всего-навсего классическую, механическую причинность, которая должна быть заменена в микромире более общей причинностью, включающей и статистические аспекты.
Второе направление - принцип относительности Эйнштейна. "Как философский принцип, - писал Максимов, - принцип относительности приводит и не может не приводить к отрицанию объективности движения... Теория относительности с ее махистскими философскими рассуждениями служила и служит для субъективно-идеалистических выводов о пространстве, времени, материи".
Идеологическое кредо другого яростного борца против "физического идеализма", Кольмана, хорошо представляет одна из его первых статей - "Вредительство в науке" ("Большевик", 1931 год, № 2). Эта статья посвящена урокам "дела Рамзина". Напомним, что Л. К. Рамзин, крупнейший советский теплотехник, в 1930 году на процессе "Промпартии" был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже в пользу Франции. На процессе Рамзин признал свою вину, но настаивал, что в своих теоретических работах "не проводил вредительных идей". Этот факт вызвал негодование Кольмана. Он писал: "Незачем, кажется, пространно доказывать всю несостоятельность и вздорность утверждения, будто теоретическая работа практиков-вредителей может остаться нетронутой вредительским ядом, будто существует вообще какая-то "свободная" от политики, от миросозерцания научного деятеля, непорочная, "объективная" бесклассовая наука, каким-то чудом избежавшая общей участи в этом мире, резко разделенном на два лагеря, находящиеся в непримиримой классовой борьбе".
Каковы же, по мнению Кольмана, признаки теоретических работ ученых-вредителей, по которым можно их "выявлять"? Первый - "подделка под советский стиль", то есть использование цитат классиков марксизма. Второй - "исключительное обилие математических вычислений и формул, которыми так и пестрят вредительские работы". "На самом деле, - продолжал рассуждать Кольман, - не станут же вредители писать прямо, что они за реставрацию капитализма, должны же они искать наиболее удобной маскировки. И нет более непроницаемой завесы, чем завеса математической абстракции. Математические уравнения сплошь да рядом придают враждебным социалистическому строительству положениям якобы бесстрастный, объективный, точный, неопровержимый характер, скрывая их истинную сущность".
Далее на основе этих признаков Кольман "выявил" теоретические труды ученых-вредителей в экономике, сельском хозяйстве, статистике, геометрии, медицине, психологии, биологии и, конечно же, в физике.
Свою борьбу Кольман продолжил в статье "Письмо тов. Сталина и задачи фронта естествознания и медицины", опубликованной в журнале "ПЗМ" в 1931 году. Хотя письмо Сталина в редакцию "Пролетарской революции" было посвящено борьбе с троцкизмом, Кольман считает, что "для фронта математики, естествознания, медицины и психоневрологии (письмо.- А. С.) имеет такое же огромное значение, как и для социально-экономических наук. Оно требует усиления борьбы с враждебными марксизму-ленинизму теориями, как исходящими от заграничных буржуазных ученых и от социал-фашизма, так и процветающими среди части ученых СССР; оно мобилизует внимание естественников и врачей на разоблачение методологии троцкизма в науке".
Где же в физике "окопались" троцкисты и где процветает "гнилой либерализм"? Кольман прямо указывает на Я. И. Френкеля. "Наиболее ярким явлением в этой области, - пишет он, - является, пожалуй, выступление проф. Френкеля на организованной НИС ВСНХ VIII Всесоюзной конференции по физико-химии, состоявшейся в середине декабря 1931 года в Ленинграде. Проф. Френкель, клявшийся в своей преданности советской власти, заявил вместе с тем следующее: "Диалектический метод не имеет права претендовать на руководящую роль в науке. В нашей политике допускается чрезвычайно вредный перегиб навязывания ученым и молодежи взглядов диалектического материализма. Социализм требует обоснования, его дает исторический материализм, но он не связан с диалектическим материализмом, являющимся помехой в развитии науки. Ни Ленин, ни Энгельс не являются авторитетами для физиков, книга Ленина сводится к утверждению азбучных истин, из-за которых не стоит ломать копья. Ваша философия реакционна, надеюсь, что скоро партия в этом убедится, чему уже примером являются высказывания т. Бухарина. Не может быть пролетарской математики, пролетарской физики и т. д.". Эта наглая вылазка заядлого махиста, главы группы физиков так называемой "ленинградской школы" (Гамов, Ландау, Бронштейн, Иваненко и др.) не единична".
Кольман писал много. И о теории относительности, и о квантовой механике, и о термодинамике, и о математике. Но особенно его волновала судьба Вселенной. "Разлетающаяся вселенная" - это последний крик моды, самое новейшее увлечение "физического идеализма" на Западе", - писал Кольман в статье "На текущие темы" ("ПЗМ", 1932 год, № 9- 10). Очень пугает Кольмана распространение этой "ереси" у нас среди "интеллигентских поклонников буржуазной моды". Кто же эти последние? В статье "Возрождение пифагоризма в современной физике" он указывает: "...оголтелое рекламирование "разлетающейся вселенной", которое на страницах журналов... с вражескими целями вели... М. Бронштейн, С. Васильев, Б. Герасимович, Л. Ландау и др.".
Но все же Кольман смотрел в будущее оптимистично: "Как в экономике и политике, так и в науке, в естествознании мы противопоставим "разлетающейся вселенной" обанкротившегося капитала устойчивую твердь марксистско-ленинско-сталинского разума, воли, труда".

3
Особого разговора заслуживает активная философская деятельность академика В. Ф. Миткевича. Почти десять лет он неистово боролся против "физического идеализма" группы ведущих советских физиков: А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилова, И. Е. Тамма, Я. И. Френкеля, В. А. Фока.
Миткевич, известный советский электротехник, уделял большое внимание теоретическим вопросам, что естественно привело его к проблемам теории электромагнетизма и к еще более общим методологическим вопросам физики. Однако, будучи воспитанным на классической физике, в близкой ему области электричества, конкретно на концепциях Фарадея - Максвелла, Миткевич не до конца понимал идеи новой физики и в конце концов, придя к выводу, что вся новая физика проникнута идеализмом, объявил ей решительную борьбу.
Сперва полемика велась только в рамках физики. Началась она беседами - точнее, дискуссией - о природе электрического тока, которые состоялись в Ленинградском политехническом институте в декабре 1929 - марте 1930 года. По просьбе студентов перед ними выступили крупнейшие физики А. Ф. Иоффе, Я. И. Френкель, П. Эренфест, В. К. Лебединский, В. Р. Бурсиан, Г. В. Брауде, В. Ф. Миткевич, Д. А. Рожанский, Я. Г. Дорфман. Противоборствующие стороны представляли Миткевич и Френкель. Между ними и велась основная полемика.
Речь шла о взаимодействии двух электрических зарядов или проводников. Миткевич считал, что такое взаимодействие осуществляется с помощью промежуточной материальной среды - эфира. По сути, он отстаивал точку зрения Фарадея, известную как близкодействие. В противоположность ему Френкель (и большинство выступавших) придерживались точки зрения дальнодействия, отрицая необходимость участия какой-либо промежуточной материальной среды во взаимодействии. Конечно, Френкель не отрицал существования электромагнитного поля. Но для него поле - всего-навсего удобный математический прием, "арена" действия сил, которая в ряде случаев совсем не нужна.
Ясно, что сторонники дальнодействия были не правы. Но таковы были в то время взгляды большинства физиков - поле считалось нематериальной субстанцией. Близкодействие же Миткевича явно отдавало XIX веком. "Итак, - писал он, - признание какой-то универсальной среды, скажем, эфира, безусловно необходимо для развития физической мысли".
В этой дискуссии Миткевич и его сотрудники оказались явно в меньшинстве. Но Миткевича это не смутило. Он стал использовать любой повод для пропаганды своей точки зрения, выступал почти на всех годичных и общих собраниях Академии наук, печатал статьи в философских журналах и даже выпустил несколько книг. В ряде своих выступлений Миткевич сформулировал несколько вопросов, которые, по его мнению, допускали только однозначные ответы: "да" или "нет". Ответ "да" означал, что вы сторонник дальнодействия и, следовательно, идеалист, ответ "нет" - что вы признаете близкодействие и, следовательно, вы материалист. Причем вопросы были как физического содержания, так и общеметодологического: "Можно ли разложить специфические качества художественного изваяния (например, какого-либо произведения Микеланджело) на элементарные свойства частиц мрамора, из которого изваяние выполнено?" или "Могут ли случайность и необходимость в области физических процессов трактоваться вне всякой связи с механическим принципом причинности?".
Ведущие физики поначалу игнорировали эти вопросы, считая их некорректными и не допускающими однозначного ответа. Однако в середине тридцатых годов, когда Миткевич стал переводить проблему из чисто физической плоскости в методологическую, они вынуждены были отвечать.
В марте 1936 года на сессии АН СССР обсуждалась работа физической секции. В прениях выступил Миткевич со своими обычными обвинениями ведущих физиков в дальнодействии. Ему ответил Тамм. Касаясь требования Миткевича отвечать однозначно на его вопросы, Тамм сказал: "Если меня спросят, зеленый ли меридиан проходит через Пулковскую обсерваторию или красный, я не смогу ответить ни "да", ни "нет"". На это Миткевич ответил: "Условно одобряя сравнение, сделанное профессором И. Е. Таммом, я частично соглашаюсь с ним и охотно допускаю, что сформулированный мною вопрос действительно в некотором отношении можно уподобить вопросу о том, какого цвета меридиан. Но только я спрашиваю своих идейных противников: какого "цвета" их меридианы? Окраска моего меридиана всем присутствующим в достаточной степени ясна. Я думаю, всем также достаточно ясно, какого цвета меридиан профессора И. Е. Тамма. А вот только непонятно, какого цвета меридиан А. Ф. Иоффе и С. И. Вавилова: красного они цвета или зеленого?" Этот ответ Миткевича, хотел он этого или нет, уже содержал намек политического характера. Его подхватили философы и в ходе возникшей дискуссии стали доводить до зловещей конкретности.

4
Формальным поводом для дискуссии стал выход в свет вторым изданием книги Миткевича "Основные физические воззрения". Журнал "ПЗМ" в номере 7 за 1937 год откликнулся на нее двумя статьями. Первая принадлежала академику С. И. Вавилову. В ней последовательно и строго аргументирование были показаны ошибки Миткевича: постулирование эфира, непризнание современного математического аппарата теоретической физики. "Такая книга, - писал Вавилов, - была бы вполне уместна в конце XVII века, но появление ее в наше время удивительно".
Вторая большая статья была написана уже известным нам философом Максимовым. Она называлась "О философских воззрениях акад. В. Ф. Миткевича и о путях развития советской физики".
Заголовок статьи ясно показывал, что воззрения Миткевича для автора были лишь поводом, чтобы высказаться по другому, более общему вопросу - о мировоззрении ведущих советских физиков.
Вначале Максимов покритиковал Миткевича за недостаточно последовательный, примитивный диалектико-материалистический подход. "Значит ли, однако, - заканчивал эту часть статьи Максимов, - что настойчивая борьба В. Ф. Миткевича против физического идеализма не заслуживает внимания и поддержки и не сигнализирует действительной опасности? Нет, не значит". Оказывается, Миткевич сигнализирует, "что среди наших ведущих теоретиков-физиков имеет распространение идеалистическая философия, импортируемая из стран, где господствует буржуазия", что "склонность к защите идеализма находится в связи с уклоном к реакционной политической линии", что "наличие идеалистических философских воззрений тормозит развитие советской физики и препятствует устранению отрыва теории от практики". Этим серьезным обвинениям и была посвящена большая часть статьи Максимова. "Так, прежде всего в журнале "Успехи физических наук" мы видим, как из года в год этот журнал преподносит своим читателям без малейшей попытки критического отношения различные идеалистические, антинаучные идейки, протаскиваемые под флагом "успехов"". (Заметим, речь идет о статьях Гейзенберга, Бора, Эйнштейна и других). "Все основные понятия: пространство, время, материя, причинность - подвергались отрицанию или идеалистическому извращению. Читателей - молодых научных работников и студентов-специалистов - отучали от правильного мышления, внося путаницу в их мозги, дезориентируя их идеологически, а иногда и политически".
Затем Максимов предъявлял конкретный счет каждому из ведущих советских физиков. Закончил же статью он примечательно: "Лишь самые отсталые прослойки населения СССР, еще не изжившие влияния религиозных предрассудков, лишь осколки эксплуататорских классов, агенты капиталистических стран и капиталистическое окружение могут быть опорой для отдельного упорствующего в своих идеалистических заблуждениях ученого СССР. Поэтому ученый СССР, подпавший под влияние буржуазной идеологии... может при упорном отстаивании своих ошибочных взглядов стать рупором враждебных СССР сил и сомкнуться с контрреволюционными элементами".
Последние формулировки - уже политические ярлыки, хуже того, почти обвинение в контрреволюции. Это нельзя было так оставлять. Блестящий ответ был дан Иоффе в статье "О положении на философском фронте советской физики", опубликованной в журнале "ПЗМ" за 1937 год, в номере 11-12.
Иоффе показал, что группа Тимирязева - Миткевича - Максимова смыкается в своем непризнании новой физики с наиболее реакционными кругами Запада (Ленард, Штарк, Томсон и другие). Группа стремится создать в МГУ "центр реакционной физики", ведет подкоп под лучший физический журнал "Успехи физических наук". "Они объявляют весь диалектический ход развития современной физики и достигнутый на его основе синтез волновой механики сплошным идеализмом, а всех советских физиков - раболепными подражателями Запада. Это недостойная клевета, и ее нельзя оставить без ответа. Ведь зачеркнув теоретическую физику Фока, Френкеля, Тамма, Мандельштама, Ландау и их учеников, мы вычеркнем без остатка всю советскую теоретическую физику", - писал Иоффе.
В ответ на статью Иоффе выступили Миткевич и Максимов. Первый прежде всего постарался отвести обвинение в том, что он не признает новой физики. В совершенно другом тоне была написана статья Максимова "О физическом идеализме и защите его акад. А. Ф. Иоффе". Она начиналась настоящим шельмованием Иоффе. Максимов задался целью представить его неучем, очковтирателем, хвастуном и вообще человеком, к словам которого серьезно относиться нельзя.
Затем он обвинил Френкеля в отказе от закона причинности только на том основании, что тот защищает вероятностный характер законов квантовой механики, а Иоффе - в его защите, то есть в защите физического идеализма. Максимов писал: "Так как волновая механика в трактовке Я. И. Френкеля и других не в состоянии решить вопрос об индивидуальном поведении частицы, то налицо имеется повод впасть в антинаучное разглагольствование о свободе воли и пр. ...Автор настоящей статьи никогда не терял надежды, что вопрос о положении индивидуальной частицы будет в той или иной форме положительно решен современной наукой... Вам, акад. А. Ф. Иоффе, угодно всю идеалистическую болтовню Я. И. Френкеля возвести в ранг законов природы и иронизировать по адресу тех, кто этого не делает. Однако было бы лучше, если бы вы, акад. Иоффе, несколько задумались над тем, насколько допустимо для человека, претендующего на руководящую роль в советской физике, объявлять законом природы махистские измышления". А дальше все страшнее: "Акад. А. Ф. Иоффе не понял и не усвоил указаний товарища Сталина по вопросу о теории и практике... Акад. А. Ф. Иоффе не хочет знать и не понимает того, что товарищ Сталин является продолжателем дела Ленина и в области философии, что указания товарища Сталина об единстве теории и практики также относятся к области философии, как и к любой другой области науки". Согласитесь, что в 1937 году это было более чем серьезное обвинение.

5
Публикация Максимова подлила масла в огонь дискуссии.
Небольшую, но очень здравую статью написал Ландау. Он напомнил философам, что "в настоящее время мы твердо знаем, что всякое вещество в действительности представляет собой необычайно сложную систему заряженных частиц, взаимодействующих друг с другом через электромагнитное поле... что окружающие частицы пространства заполнены не мировым эфиром, а некоторым новым видом материи - электромагнитным полем".
В статье Фока обстоятельно было показано, что квантовая механика не противоречит материализму. Он призвал философов вести "борьбу за материализм в теоретической физике... на основе глубокого изучения самой физической науки и ее развития".
С большой статьей "Еще раз о волне идеализма в современной физике" выступил Тимирязев.
Как и публикация Максимова, эта статья сейчас кажется удивительной. Ее цель - доказать, "как глубоко проник идеализм в самое существо современных физических теорий". Этот идеализм состоит, во-первых, в признании принципа неопределенности Гейзенберга. По мнению Тимирязева, неопределенность в значении координаты электрона равносильна исчезновению ею из пространства. "Но раз электрон периодически исчезает из нашего пространства и времени и раз в эти периоды пребывания электрона "на том свете" нельзя говорить о его движении, то, значит, электрон лишается всех атрибутов материи, - писал Тимирязев. - Вот что означает вся эта философия! Все трудности, перед которыми останавливаются современные физики, они себе сами уготовили".
Во-вторых, по Тимирязеву, "признание статистического характера какого-либо явления означает, с точки зрения новейшей теоретической физики, то, что мы в элементарных процессах в атомном мире признаем господство индетерминизма".
В-третьих, "теория относительности, как источник физического идеализма".
Переходя дальше к "гораздо более важному вопросу - к выяснению общественно-политического значения всего физического идеализма в целом как на Западе, так и у нас", Тимирязев выделяет главное - "шредингеровское пристрастие к индетерминизму". "Вот почему так выдвигается сейчас "первичная" случайность, которую никак нельзя предвидеть; вот почему говорят, что по-настоящему нельзя предсказывать будущее: это все успокаивающе действует на современную буржуазию. А почему? А потому, что дело буржуазии проиграно раз и навсегда. Никакой теории, которая хотя бы что-нибудь могла противопоставить железному детерминизму марксизма-ленинизма, никакой иной науки нет. Если открыто в этом признаться, это значит обречь себя на поражение, потому что разве можно вести на бой, на защиту капитализма обманутые массы, если им объяснить заранее, перед боем, что бой будет непременно проигран? Что тогда делать?.. Можно объявить вопросы, на которые великие теоретики рабочего класса дали точные, ясные, строго научные ответы, не существующими, не имеющими смысла. А когда эта теория приводит к выводу, что вся система капитализма должна рухнуть, как же тогда не сказать: всякая теория, построенная на детерминизме, никуда не годится? Ведь доказывают же физики, что даже в мире атомов нет детерминизма, нет никакой закономерности! О какой же закономерности, о какой же теории может быть речь в области общественных наук, в области политики? Теория, детерминизм говорит: конец! "Вера в неповторяемое" предсказывает: должно свершиться спасительное чудо! Вот чей социальный заказ выполняют физики-идеалисты".
Вот, оказывается, к каким выводам могут привести воспаленное воображение новые физические законы микромира.
А завершалась статья совсем уж зловещим заявлением. Сообщая читателям, что "физики-идеалисты" Гессен, Апирин и Бронштейн разоблачены как враги народа, Тимирязев восклицает: "Надо надеяться, что советская общественность до конца вскроет, где враги и где друзья советской физики, и по достоинству оценит клеветнические заявления акад. Иоффе".
Дискуссия на этом не закончилась. По второму разу выступили со статьями Максимов и Миткевич. Выступил и журнал "Большевик". Он опубликовал большую статью Максимова "Рассадник идеализма в физике". Речь шла о журнале "Успехи физических наук". Максимов обвинял журнал в замалчивании трудов физиков-материалистов Максвелла, Герца, Гельмгольца, Больцмана, Томсона, Лоренца и в пропаганде взглядов физиков-идеалистов Бора, Дирака, Гейзенберга, Шредингера. В то же время редакция обвинялась в том, что не печатала статей Тимирязева, не отметила юбилеев Ломоносова, Лебедева и Столетова. Ответственность за все это Максимов возлагал не только на редактора Э. Шпольского, но и на Наркомпрос и Наркомтяжпром, под руководством которых издавался журнал: "В научно-исследовательском секторе Наркомтяжпрома когда-то орудовал злейший враг народа - Бухарин. Под таким же руководством находился Наркомпрос. Их вредительское руководство сказалось в той линии, которую вел журнал "Успехи физических наук".
Дискуссия по философским вопросам физики формально закончилась публикацией в журнале "ПЗМ" обзора писем читателей. В нем оказались, конечно, и здравые суждения о проблемах современной физики, и высказывания в стиле Миткевича и Максимова. Но характерно, что редакция не рискнула высказать собственного мнения, ограничиваясь только общими фразами о важности подобных дискуссий.

6
Многолетняя систематическая кампания по борьбе с "физическим идеализмом", естественно, привела в конце тридцатых годов к "оргвыводам". Целый ряд ученых, фигурировавших в качестве "физических идеалистов", был репрессирован. Фамилии некоторых из них уже встречались выше.
Я далек от мысли утверждать, что причиной их ареста послужили навешанные на них философские ярлыки. Но как часто - и это мы видели - в "разоблачении" их физических и философских взглядов содержались намеки, а то и прямые обвинения идеологического и политического характера! И это, несомненно, усугубило их трагедии - ведь и следователи читают общественно-политические журналы и газеты.
Ян Николаевич Шпильрейн был выдающимся ученым в области электротехники и физики. Ему принадлежит фундаментальный учебник "Курс векторного исчисления", переведенный за рубежом. Он редактировал теоретический раздел журнала "Электричество", был редактором отдела электротехники "Технической энциклопедии". В 1933 году ему была без защиты присуждена ученая степень доктора технических наук, в том же году он избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению естественных и физико-математических наук. Арестован в сентябре 1937 года, погиб 21 января 1938 года.
Б. М. Гессен и А. О. Апирин - главный редактор и член редколлегии журнала "Успехи физических наук".
Круг научных интересов Бориса Михайловича Гессена был очень широк. Он выполнил ряд серьезных исследований в области теоретической физики - статистическое обоснование термодинамики. Но главные его труды посвящены философским вопросам современной физики - теории относительности и квантовой механики. Гессен - один из немногих философов тридцатых годов, кто правильно понимал физическое содержание этих теорий и грамотно оценивал их значение с позиций диалектического материализма. Значителен вклад Гессена и в историю физики - до сих пор классической считается его работа о социально-экономических корнях механики Ньютона. Гессен был избран в 1933 году членом-корреспондентом АН СССР по отделению общественных наук. В августе 1936 года арестован и погиб 20 декабря 1936 года.
Аркадий Осипович Апирин был заместителем декана физико-математического факультета МГУ и работал в ассоциации естествознания Коммунистической академии, где занимался философскими проблемами физики. В июне 1936 года арестован, 20 декабря 1936 года расстрелян.
Выдающемуся физику нашего времени Льву Давидовичу Ландау повезло. Он был арестован в апреле 1938 года, будучи уже широко известным ученым. В это время он работал в Институте физических проблем АН СССР, у П. Л. Капицы, который пользовался большим авторитетом среди политических руководителей. Обращения Капицы к Сталину, Молотову и Берии сыграли свою роль - Ландау в апреле 1939 года освободили под личное поручительство Капицы.
Спас Капица и другого выдающегося физика-теоретика, Владимира Александровича Фока. Тот был арестован в феврале 1937 года. Капица сразу же обратился с письмом к Сталину и В. И. Межлауку, бывшему тогда заместителем Председателя СНК. Через несколько недель Фок был освобожден.
Судьба третьего блестящего теоретика, Матвея Петровича Бронштейна, сложилась трагично. В тридцатые годы он работал в ЛФТИ, в теоретическом отделе, который возглавлял Френкель. Вначале его интересы касались космологии, но с середины тридцатых он сосредоточился на проблемах ядерной физики. Это был очень талантливый ученый, остроумный лектор, блестящий популяризатор. Его, несомненно, ждало выдающееся будущее. Но в августе 1937 года он был арестован и погиб, несмотря на настойчивые попытки директора ЛФТИ Иоффе спасти его.
Другие "физические идеалисты" - Иоффе, Френкель, Тамм - избежали этой участи. Их "прорабатывали" и в печати, и на собраниях, но, к их чести, они не поступились своими убеждениями. Для них проблемы принятия или непринятия современной физики в зависимости от философских постулатов просто не существовало. Такая позиция не предвещала им ничего хорошего в пятидесятые годы, когда наступила очередная философская дискуссия... Но это уже тема следующей статьи.

А. Сонин, доктор физико-математических наук

 
шморгенДата: Понедельник, 2010-03-22, 18:00 | Сообщение # 2
Льюис Кэрролл
Группа: Идущие
Сообщений: 6512
Награды: 4
Статус: В реале
Фигассе...
Я прочел. Было трудно. Но я прочел. Зачем только...
Теперь я вынужден буду это забыть:)))

Рейдер, а можно узнать твое отношение к темам этого текста?

 
СитаДата: Понедельник, 2010-03-22, 19:41 | Сообщение # 3
Воплощение Любви
Группа: Идущие
Сообщений: 2279
Награды: 1
Статус: В реале
Я тоже прочитала. Мне понравилось. Я с удовольствием узнаю новое и вспоминаю старое. Мне этот текст напомнил "Белые одежды" Дудинцева. И с темой о новой судьбе науки, о которой сказал Стакан Стаканыч, перекликается.
 
ФауфабаофДата: Понедельник, 2010-03-22, 19:58 | Сообщение # 4
Териоморф
Группа: Алисоведы
Сообщений: 5148
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (шморген)
Я прочел.

Впечатляет.
smile
Теперь уже не страшно и это предложить вниманию
Печальный юбилей
А то что все про физику, да про физику. tongue Автор тот же. Стиль - в целом тот же. Очень легко спустя пятьдесят лет "понимать" где есть истина. И слегка играться этим своим пониманием. Впрочем следы рефлексии в "моем" , т.е. посвященном химической проблематике тексте все же есть:

Установка сверху заключалась, видимо, в следующем: разгромить сейчас химию (а сторонниками теории резонанса являлись по сути дела все ведущие химики страны) – значит подорвать все народное хозяйство и, прежде всего, нашу оборону. Потому-то Г.В.Челинцеву и иже с ним не дали сыграть роль Т.Д.Лысенко. Было много шума, но мало оргвыводов.

Очень верное замечание, на мой взгляд. Самое ценное, пожалуй. из всего что там есть. То есть, применительно к тексту ранее размещенному Рейдером - со кидкой на пятнадцать лет отделяющих середину 30-х от начала 50-х - можно, по-моему, сказать, что в квантовой физике и теории относительности было невозможно разглядеть что-то потенциально важное для "народного хозяйства", вот и попали философы от физики как кур в ощип в философские (читай - идеологические) разборки.

Что же касается самой сути. Не берусь спорить с доктором физико-математических наук о сути физических теорий. Может у "них" все так гладко и получается. но вот за такое "разъяснение", какое он приводит в начале статьи по моей ссылке я бы - наказывал (нестрого - я же добрый - но решительно)

Поясним, о чем шла речь. В химии, особенно в органической, с середины прошлого века существует проблема адекватного отражения свойств и строения соединения в его химической формуле. После того, как ученые договорились обозначать каждую валентную связь черточкой, она казалась решенной. Достаточно нарисовать структурную формулу соединения, где каждый атом соединен с другими черточками, число которых равно их валентности, в строгом соответствии с их истинным порядком соединения в реальной молекуле, как любой химик сможет представить себе строение этой молекулы и предсказать ее поведение. Надежды не осуществились – химический мир оказался гораздо сложнее схем, нарисованных на бумаге. Тогда стали придумывать дополнительные обозначения: стрелки, если связь обладала полярностью, то есть электронное облако было асимметричным, плюсы и минусы над атомами, если связь приобретала черты ионной, и т.п. Но и это не помогало. Получалось так, что для адекватного изображения строения и свойств многих, особенно сложных молекул, приходилось составлять не одну, а несколько структурных формул (только для бензола, например, их было предложено пять). Ни одна из них, взятая отдельно, не описывала правильно строение и свойства вещества, но в совокупности, как бы накладываясь друг на друга, формулы давали более или менее верную картину.

Мамо мое! "Как бы накладываясь". Ересь - чистой воды. И это несмотря на то что ниже он цитирует слова А.Н. Несмеянова - еще в 50-ые сказанные

Quote
"В чем идеализм? Идеализм начинается с того момента, когда некто думает, что существует какое-то взаимодействие между этими математическими формулами и оно определяет поведение вещества"

Ну, или - в данном конкретном случае - "как бы идеализм", если уж А.Сонин как бы оговорился. cool


" Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben "
 
РейдерДата: Понедельник, 2010-03-22, 19:58 | Сообщение # 5
Синяя гусеница
Группа: Участники
Сообщений: 694
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (шморген)
Рейдер, а можно узнать твое отношение к темам этого текста?

Можно. Мне близка позиция автора. Я хорошо помню, что было после сессии ВАСХНИЛ 1948 года и как гробили кибернетику. Знакомая девица-библиотекарша все публикации о кибернетике ставила на отдельную полку "Реакционные буржуазные учения". Я уверен: физику от философского разгрома спасло только создание атомной бомбы.
 
РейдерДата: Понедельник, 2010-03-22, 20:12 | Сообщение # 6
Синяя гусеница
Группа: Участники
Сообщений: 694
Награды: 0
Статус: В реале
Фау, "Печальный юбилей" я тоже читал. Но поскольку в химии вообще, а в квантовой особенно, не очень разбираюсь, то естественно определенного мнения по поводу статьи даже для себя не составил. Хотя уверен: никакие идеологические установки не могут способствовать развитию естественных наук. Это борьба за власть или за деньги. Или за то и другое.
 
ФауфабаофДата: Понедельник, 2010-03-22, 20:37 | Сообщение # 7
Териоморф
Группа: Алисоведы
Сообщений: 5148
Награды: 1
Статус: В реале
Рейдер, да нет. Разве ж структурные ("бутлеровские") формулы - это квантовая химия? Тут речь идет немного не о том - это что касается "научного содержания".

Что же касается

Quote (Рейдер)
идеологические установки не могут способствовать развитию естественных наук. Это борьба за власть или за деньги. Или за то и другое.

Рейдер, право слово.
Насчет борьбы за власть и деньги - это очевидно. Но борьба за власть и деньги очень даже способствует "развитию естественных наук". Конечно, я никогда не стану утверждать, что развитие происходит только из-за борьбы за власть и деньги - нет. Но, порой, "грубые" приемы срабатывают. Там где "идеология" (чисто в научном плане) - права, там возможны очень даже неплохие достижения. А вот, печальное недоразумение, вынесшее не просто "материализм", а конкретное, достигнутое к о второй половине девятнадцатого века убогое "содержание" материализма в "вершину человеческой мысли" - много дров наломало.


" Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben "
 
Стакан_СтаканычДата: Понедельник, 2010-03-22, 20:49 | Сообщение # 8
Льюис Кэрролл
Группа: Алисоведы
Сообщений: 2240
Награды: 6
Статус: В реале
Quote (Фауфабаоф)
печальное недоразумение, вынесшее не просто "материализм", а конкретное, достигнутое ко второй половине девятнадцатого века убогое "содержание" материализма в "вершину человеческой мысли" - много дров наломало

Наверное, точнее следует сказать - механицизм во всех естественных науках, и позитивизм - в эпистемологии (философской теории познания).


Третьим будешь?
 
РейдерДата: Понедельник, 2010-03-22, 22:14 | Сообщение # 9
Синяя гусеница
Группа: Участники
Сообщений: 694
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (Стакан_Стаканыч)
Третьим будешь?

Буду.

Согласен с обоими - кроме идеологии. Она, идеология, создается не учеными. И она всегда утверждает абсолютную и вечную истину (истины).

Если сейчас будет пример с ядерным оружием - то это тоже не наука, это техника.

Сообщение отредактировал Рейдер - Понедельник, 2010-03-22, 22:15
 
РейдерДата: Понедельник, 2010-03-22, 22:29 | Сообщение # 10
Синяя гусеница
Группа: Участники
Сообщений: 694
Награды: 0
Статус: В реале
Quote
Тревожные десятилетия советской физики 1947 - 1953

1
Послевоенная философская жизнь началась дискуссией о книге академика Г. Ф. Александрова "История западноевропейской философии". Это было грандиозное политическое мероприятие. В 1947 году со всех концов страны в Москву съехались ученые и преподаватели философии и естественных наук. Вел заседания сам А. А. Жданов.
Цель дискуссии, конечно, была шире обсуждения ошибок конкретного учебника по истории философии. Необходимо было дать направление развитию советской философской науки вообще.
При такой ситуации, естественно, не был забыт и "физический идеализм". Ему уделил внимание в своем программном выступлении А. А. Жданов. "Современная буржуазная наука, - говорил он, - снабжает поповщину, фидеизм новой аргументацией, которую необходимо беспощадно разоблачать. Взять хотя бы учение английского астронома Эддингтона о физических константах мира, которое прямехонько приводит к пифагорейской мистике чисел и из математических формул выводит такие "существенные константы" мира, как апокалиптическое число 666, и т. д...
В равной мере кантианские выверты современных буржуазных атомных физиков приводят их к выводам о "свободе воли" у электрона, к попыткам изобразить материю только лишь как некоторую совокупность волн и к прочей чертовщине".
Жданову вторил уже знакомый нам физик, профессор МГУ А. К. Тимирязев. Его выводы: "Современная теоретическая физика наводнена сейчас враждебными философскими течениями, тормозящими ее развитие; этим течениям не дается должного отпора. Вот почему отставание нашей философской работы ведет к отставанию физики и других естественных наук".
Последняя фраза по-своему интересна. Тимирязев искренне думал, что стоит разгромить "физический идеализм", как физики станут делать открытия за открытиями. И ему было невдомек, что в эти годы самые что ни на есть "физические идеалисты" с помощью теории относительности и квантовой механики, против которых он боролся всю свою жизнь, делают вполне реальный физический объект - атомную бомбу.
Правда, попытки вмешаться и в эту проблему, оказывается, были. Об этом рассказал на страницах "Известий" академик А. П. Александров: "Вскоре после войны, кажется, в сорок шестом году, меня вызвали в ЦК партии и завели разговор, что квантовая теория, теория относительности - все это ерунда. Какая-то не очень понятная мне компания собралась. Особенно старались два деятеля из МГУ.
Но я им сказал очень просто: "Сама атомная бомба демонстрирует такое превращение вещества и энергии, которое следует из этих новых теорий и ни из чего другого. Поэтому, если от них отказаться, то надо отказаться и от бомбы. Пожалуйста: отказывайтесь от квантовой механики - и делайте бомбу сами, как хотите".
Вернулся. Рассказал Курчатову. Он рассмеялся. Сказал: "Не беспокойтесь". И нас действительно по этому поводу больше не беспокоили. Но притча такая ходила, что физики отбились от своей лысенковщины атомной бомбой".
Да, к счастью, Лысенко среди физиков не оказалось. Но претенденты, несомненно, были. Вот что писал недавно член-корреспондент АН СССР С. М. Рытов: "Уже в 1948 году заседала под председательством Главного ученого секретаря АН СССР специальная полузакрытая Комиссия, готовившая на 1949 год Всесоюзное совещание физиков по образцу "исторической сессии ВАСХНИЛ" 1948 года. Однако это совещание не состоялось. Видимо, от него вынуждены были отказаться потому, что речь шла не о наследственности и каких-то придуманных буржуазной наукой генах и хромосомах, а о куда более жгучих вопросах государственного значения. В подобной ситуации устраивать такой же всенародный разгром советской физики, какой постиг нашу генетику и биологию, было невозможно. Меня вызывали два раза на заседания упомянутой Комиссии, но из того, что там творилось (вплоть до непередаваемых гнусностей, о которых даже не хочется вспоминать), я вынес впечатление лишь о сведении счетов и всяческих дрязгах в МГУ".
По мнению Рытова, большую роль в провале предстоящего совещания сыграл тогдашний президент Академии наук С. И. Вавилов.

2
Установки Жданова по борьбе с "физическим идеализмом" были реализованы во время дискуссии 1948 года.
Во втором номере нового журнала "Вопросы философии" ("ВФ") за 1947 год была опубликована в порядке обсуждения статья известного физика-теоретика М. А. Маркова "О природе физического знания". Эта статья представляла собой изложение его книги "О микромире". Книга была принята к печати после положительной рецензии известного нам философа А. А. Максимова.
Статье было предпослано небольшое предисловие, написанное академиком С. И. Вавиловым, в котором он указал, что наши философы и специалисты-естественники не всегда хорошо знакомы с особенностями новой физики, но легко критикуют вытекающие из нее методологические выводы. "Очень хотелось бы, - писал в заключение Вавилов, - чтобы статья М. А. Маркова стала исходным пунктом большой, серьезной дискуссии по затронутым автором вопросам и чтобы эта дискуссия не свелась к наклеиванию клеймящих ярлыков со стороны участников дискуссии, - нужен подробный и деловой разбор вопроса по существу". Увы, случилось то, против чего предостерегал Вавилов.
Публикация Маркова была посвящена основным теоретико-познавательным вопросам, которые встали при изучении физикой атомов и элементарных частиц. Это - специфика квантовой теории, принцип дополнительности, роль прибора в исследовании микромира, модельные и немодельные представления, роль математики, проблема объекта и субъекта, понятие физической реальности, полнота нашей картины микромира. Все эти вопросы Марков рассмотрел с позиций диалектического материализма.
Статья вызвала многочисленные отклики философов и физиков. Часть отзывов была помещена в первом номере "ВФ" за 1948 год. В целом и специалисты, и рядовые читатели согласились с основными положениями статьи Маркова как с серьезным анализом основных методологических проблем квантовой механики. Против выступил лишь Максимов, который, вопреки предупреждению Вавилова, пытался перевести научную дискуссию в очередную кампанию по разгрому "физического идеализма". И это ему удалось.
Но расскажем все по порядку. Максимов, который перед этим написал положительный отзыв на книгу Маркова, прислал в "ВФ" резко отрицательный ответ на его статью. Статья Максимова была набрана, но в тот день, 10 апреля 1948 года, когда он подписал верстку, эта же статья под тем же названием - "Об одном философском кентавре" - появилась в "Литературной газете" ("ЛГ"). В ней Максимов добавил только несколько "крепких эпитетов" в адрес Маркова. Естественно, что редакция "ВФ" сняла статью.
Статья Максимова в "ЛГ" была написана в духе его наихудших творений тридцатых годов. Манипулируя произвольно вырванными из текста Маркова цитатами, часто тенденциозно их препарируя, Максимов пытался убедить читателей, что человек - не макроскопическое существо, так как он состоит из атомов, а поэтому микромир вполне доступен восприятию человека. Далее Максимов обвинил Маркова в признании непознаваемости микромира потому-де, что физическое состояние частицы зависит от макроскопического прибора. Ссылки на соотношение неопределенностей Максимова не останавливали. "Боровское истолкование соотношения неточностей (неопределенностей.- А. С.) квантовой механики есть отход от материализма", а "философские воззрения Н. Бора - типичный продукт идеологической реакции, порождаемой эпохой империализма в буржуазных странах. Философские воззрения Н. Бора - тот самый нежизнеспособный продукт, отброс, который подлежит, по определению Ленина, отправке в помещение для нечистот", - декларировал Максимов.
Его статья вызвала резкое осуждение участников дискуссии. Физики М. Г. Веселов и М. В. Волькенштейн, а также писатель Д. С. Данин в своих статьях, опубликованных в первом номере "ВФ" за 1948 год, аргументирование и полно показали несостоятельность и тенденциозность критики Максимова.
Спохватилась и "ЛГ". В номере от 19 мая 1948 года она поместила "Обзор писем читателей", откликнувшихся на статью Максимова. Демонстрируя как бы нейтральную и объективную позицию, редакция "ЛГ" привела выдержки из писем читателей, критикующих как статью Максимова, так и статью Маркова. Однако если в поддержку положений статьи Маркова, по мнению "ЛГ", высказался лишь профессор Е. Л. Фейнберг и группа студентов физико-технического факультета МГУ, то его критиков - большинство. Особенно выделила редакция письмо студента Киевского университета, "сообщающего, что студенты философского факультета с большим интересом прочитали статью А. Максимова и принимают ее как конкретное руководство в решении вопроса о познаваемости микромира". Однако это заявление было дезавуировано большой группой студентов этого же факультета, поместивших свое письмо в "ВФ".
Но особенно подробно статья Максимова была проанализирована в редакционной статье, опубликованной в том первом номере "ВФ" за 1948 год. В ней говорилось, что статья Максимова была направлена на "закрытие" начавшейся по инициативе журнала "ВФ" дискуссии, явилась "грубым окриком унтера Пришибеева от философии". Поэтому нельзя ставить на одну доску творческую статью Маркова и пасквиль Максимова. Редакция "ВФ" показала, как Максимов, используя грубую подмену понятий, стремился очернить Маркова в глазах читателей-неспециалистов. Вместе с тем редакция сообщила, что дискуссия по статье Маркова будет продолжена и что в следующем номере она предоставит Максимову возможность "подвергнуть критике не только взгляды Маркова, но и свои собственные, ответив тем самым на ту критику, которую встретило со стороны многих советских ученых и рядовых читателей его выступление против М. А. Маркова".
Действительно, в третьем номере "ВФ" за 1948 год была опубликована статья Максимова, но она содержала лишь еще более ожесточенную и беспардонную критику взглядов Бора и Маркова. Причину такого уверенно разносного стиля своей статьи Максимов разъяснил в первом ее абзаце: "Обсуждение статьи проф. М. А. Маркова "О природе физического знания" вызвало исключительно острую полемику. И это не случайно, так как речь идет о том, сохранить ли и развить далее философские основы марксизма-ленинизма или отступить от них, как призывали к этому проф. М. А. Марков и его сторонники из прежнего состава редакции журнала "Вопросы философии".
Да, в высших идеологических сферах решили, что прав Максимов, а не Марков, и после выпуска первого номера за 1948 год с материалами дискуссии редколлегия "ВФ" была расформирована. Был смещен главный редактор Б. М. Кедров, специалист по философским вопросам естествознания, вместо него назначен Д. И. Чесноков, специалист по русской философии. В редакцию для ее "усиления" были введены академик М. Б. Митин, ведавший философскими вопросами в "ЛГ", и В. Н. Столетов, известный приспешник Лысенко.
В завершение уже не получившейся дискуссии (никому из оппонентов Максимова слова предоставлено не было) редакция "ВФ" опубликовала еще одно сообщение. В нем говорилось, что, "поместив статью М. А. Маркова "О природе физического знания" и открывая по ней дискуссию, редакция не заняла правильной линии, не повела физиков и философов по пути, указанному тов. А. А. Ждановым при обсуждении книги Г. Ф. Александрова". Статья М. А. Маркова "содержала серьезнейшие ошибки философского характера... Основной порок статьи М. А. Маркова - отход от основ диалектического материализма в сторону идеализма и агностицизма... Идеи М. А. Маркова о "макроскопической форме человеческого знания микромира", об особом "макроскопическом языке", на котором, по выражению М. А. Маркова, приборы "рассказывают" о микроявлениях, есть разновидность иероглифизма в теории познания. И подобно тому, как давно разгромленный Лениным иероглифизм ведет к агностицизму и идеализму, так и концепция М. А. Маркова прокладывает путь туда же".
"Таковы коренные пороки концепции М. А. Маркова, - говорится в заключении редакционной статьи. ,
- В чем же причины этих пороков?.. Уклон М. А. Маркова в идеализм под влиянием воззрений Н. Бора является проявлением космополитических шатаний некоторой прослойки советских физиков, рупором которой стал М. А. Марков. Не вооружившись великими идеями марксистско-ленинской теории, не опираясь на материалистические традиции русского естествознания и русской философии, М. А. Марков раболепно склонил свою голову перед реакционной идеалистической философией. Отсюда весь вред и опасность настойчивой защиты М. А. Марковым своих ошибочных воззрений".
Эта редакционная статья еще на пять лет задала тон в борьбе против "физического идеализма". Однако в то же время звучали и здравые оценки. В январе 1948 года в Физическом институте АН СССР состоялось обсуждение книги Маркова "О микромире", на основе которой была написана его статья в "ВФ". Профессионалы-физики и среди них такие, как С. 3. Беленький, Д. И. Блохинцев, В. Л. Гинзбург, С. Э. Хайкин, а также философы В. П. Егоршин и Б. М. Кедров, высоко оценили попытку Маркова разобраться в гносеологических проблемах, которые ставит квантовая механика.
Конечно, книга Маркова не была издана. Редакция Гостехтеориздата отказалась ее печатать.

3
Усиленно "прорабатывали" и другого выдающегося физика - академика Л. И. Мандельштама, правда, уже после его смерти.
Поводом послужил пятый том его "Полного собрания трудов". В 1949 году этот том, содержащий лекции по теории относительности, был полностью подготовлен к выходу - отпечатан и переплетен весь тираж. Однако кто-то усмотрел в лекциях Мандельштама "позитивизм, конвенционализм и операционализм" - и кампания началась.
Дело кончилось тем, что весь тираж пятого тома пошел под нож, а его редактора, ученика Мандельштама С. М. Рытова "по собственному желанию" сняли с поста заместителя заведующего лабораторией колебаний и лишили возможности брать аспирантов.
С. И. Вавилову все же удалось спасти пятый том. Вместо Рытова его редактором назначили академика М. А. Леонтовича, а текст снабдили незначительными примечаниями такого типа, что под термином "материя" Мандельштам понимал только вещество, а не поле, и т. п. В 1950 году новое издание вышло из печати.
Однако нападки не прекратились. В сборнике "Философские вопросы современной физики", опубликованном в 1952 году, философ И. В. Кузнецов инкриминировал Мандельштаму "субъективно-идеалистический характер эйнштейнианской трактовки сущности физической теории".
Совершенно удивительную по своей безграмотности и безответственности статью поместил в газете "Красный флот" от 14 июня 1952 года Максимов. Она называлась "Против реакционного эйнштейнианства в физике". В этой статье Максимов объявил, что "теория относительности Эйнштейна, несомненно, пропагандирует антинаучные воззрения по коренным вопросам современной физики и науки вообще. Воззрения Эйнштейна повели физику не вперед, а вспять как в отношении теории познания, так и метода. Уже многие физики сознают, что теория относительности Эйнштейна - это тупик современной физики". Далее его гнев обрушился на "одного из самых видных пропагандистов воззрений Эйнштейна академика Л. И. Мандельштама".
Эти нападки не остались без ответа. Блестяще выступил академик В. А. Фок в первом номере "ВФ" за 1953 год. Его статья называлась "Против невежественной критики современных физических теорий". Фок убедительно показал, что вся критика Максимовым и Кузнецовым теории относительности Эйнштейна и взглядов на нее Мандельштама основана на полном незнании современной физики. Однако в том же номере "ВФ" появилась большая статья Максимова, где он, спекулируя на нерешенных проблемах физики, взялся утверждать, что уже полстолетия в физике существует кризис с соответствующими методологическими выводами. А отсюда, мол, идеологическая борьба с проникающим субъективным идеализмом, "эйнштейнианством" и его сторонниками.
В кампанию незадолго до этого включилась и "Правда". В номере от 17 ноября 1952 года была помещена статья, в которой отмечалось ненормальное "положение, сложившееся в физике, где имеются группы ученых, которые уклоняются от дискуссий и игнорируют любые попытки подвергнуть критике идеалистические течения в современной физике".
Дискуссии не заставили себя ждать. Первая прошла на общем собрании сотрудников Физического института АН СССР (ФИАН), где когда-то работал Мандельштам. Затем в конце 1952 года была организована на физическом факультете МГУ. С критикой философских воззрений Мандельштама выступил профессор В. Н. Кессених. Оказывается, основами лекций Мандельштама являлись "реакционные идеи" Э. Кона, Р. Мизеса, А. Пуанкаре и других махистов. Поэтому взгляды Мандельштама Кессених квалифицировал как "чисто субъективистские". Через два месяца подобная дискуссия состоялась на специальном расширенном заседании ученого совета ФИАНа. Заседание вел академик Д. В. Скобельцын. В своем вступительном слове он указал, что пятый том Собрания сочинений Мандельштама "страдает серьезными недостатками". В нем "имеются ошибочные формулировки и построения, которые приводят его (Мандельштама.- А. С.) к неправильным, идеалистическим выводам".
Затем Скобельцын предоставил слово члену-корреспонденту АН СССР Б. М. Вулу, который возглавлял специально созданную комиссию по "всесторонней оценке философских воззрений Л. И. Мандельштама".
Комиссия, инкриминировав Мандельштаму ряд ошибок, сочла, что его рассуждения типичны по своему стремлению "ограничить физику как науку, относящуюся только к результатам измерений. Это общая черта для идеалистических высказываний по вопросам физики".
Доклад комиссии поддержали А. А. Коломенский, В. Н. Кессених и член-корреспондент АН СССР В. И. Векслер. Против выступили С. Э. Хайкин и академик М. А. Леонтович. "Комиссия, - заявил последний, - сползает на тот стиль фетишизации слов, который характерен для многих философствующих по вопросам физики товарищей".
После заключительного слова Вула ученый совет принял "историческое" решение "О философских ошибках в трудах академика Л. И. Мандельштама". Решение было опубликовано в журнале "Успехи физических наук" ("УФН"). Наряду с осуждением философских "ошибок субъективно-идеалистического характера" самого Мандельштама, в решении указывалось на "философские ошибки", которые "были допущены в свое время также и некоторыми его учениками и нашли распространение в отдельных учебниках физики, как, например, "Механика" С. Э. Хайкина, "Курс физики", том II, под редакцией Н. Д. Папалекси".

4
Хайкина начали "прорабатывать" одновременно с его учителем Мандельштамом. Еще в 1949 году в третьем номере "УФН" появилась статья преподавателя физического факультета МГУ Ф. А. Королева "О методологических ошибках в книге профессора С. Э. Хайкина "Механика".
Начиная, как от печки, с сессии ВАСХНИЛ, Королев утверждал, что "проникновение чуждой марксизму идеологии в среду советских ученых не ограничивается рамками биологических наук, а имеет место и в других науках, в частности и в физике". По Королеву, оказывается, что, пользуясь слабой идеологической подготовкой студентов первого курса (учебник предназначен именно им), Хайкин "стремится привить читателю мировоззрение, которое идет полностью вразрез с марксистско-ленинским мировоззрением". Конкретно это проявляется в определении физического закона. Хайкин пишет: "Всякий количественный закон есть утверждение относительно связи между теми или иными величинами". Это физическое определение; и даже неискушенному читателю ясно, что Хайкин имел здесь в виду. Искушенному же марксисту Королеву чудится, что здесь "на первый план выставляется сознание, в противоположность диалектическому материализму, признающему первичным не сознание, а объективную закономерность, существующую вне и независимо от нашего сознания".
Такую же философскую крамолу Королев усмотрел в попытке Хайкина разобраться с понятиями "определение" и "утверждение". В результате - хлесткое заключение о том, что мировоззрение Хайкина "идеалистическое, махистско-кантианского толка". А тут еще недостаточное освещение роли русских ученых (Жуковский и Чаплыгин упомянуты только два раза, а Лебедев и Циолковский ни разу), и вывод напрашивается сам собой: "Возникает вопрос, кому нужен такой учебник, в котором проведено идеалистическое мировоззрение, извращается конкретное содержание науки и принижается роль русских и советских ученых".
Статья Королева была напечатана в порядке обсуждения. Но уже в следующем году без всякого обсуждения "УФН" поместил большую статью философов С. Г. Суворова и Р. Я. Штейнмана "За последовательно-материалистическую трактовку основ механики", посвященную разгрому книги Хайкина.
Открывалась статья удивительной для сегодняшнего читателя фразой: "Было бы ошибочным считать, что классическая физика, в частности механика, как "давно установленная и устоявшаяся", находится вне пределов идеологической борьбы". Оказывается, механика всегда была ареной идеологической борьбы между материалистами, следовавшими за Энгельсом, и идеалистами, следовавшими за Махом. Суворов и Штейнман пытались доказать, что Хайкин, конечно, следует за Махом.
Вот такая была дана "критика" прекрасной книги. Трудно сказать, чего здесь больше - философской казуистики или физической малограмотности.
Но кампания началась и стала развертываться в соответствии со стандартным сценарием. В мае 1950 года состоялось официальное заседание ученого совета ФИАН, посвященное ошибкам Хайкина. Во вступительном слове директор института академик Вавилов сказал: "В этой книге ("Механика", первое издание. - А. С.) остались значительные следы философии махизма, так называемого логического позитивизма и других аналогичных течений. Эта книга неоднократно подвергалась критическому рассмотрению. Однако и в новом, втором издании С. Э. Хайкин не исправил многие из этих ошибок".
Тон, заданный Вавиловым, поддержали действительный член АН УССР А. П. Комар и кандидат наук М. Е. Жаботинский. Комар критиковал Хайкина за то, что в его книге "нет понимания того, что такое абсолютная и относительная истина", будто это не учебник механики, а книга по диамату. По мнению Комара, мало сказать, что законы механики проверяются на опыте, надо еще пояснить, что такое опыт, ибо "опыт идеалисты определяют и как комплекс ощущений".
Жаботинский тоже увидел в книге массу погрешностей: "Нет четкого определения материи, движения, опыта, и поэтому все изложение лишено базы и имеет идеологическую расплывчатость". В то же время Жаботинский сообщил ученому совету: "Партийная организация приняла к сведению заявление тов. Хайкина о том, что он подвергнет внимательной и подробной критике содержание своего учебника и опубликует эту критику в широкой печати, доступной для студентов, с тем, чтобы локализовать вред, объективно приносимый идеологическими ошибками, содержащимися в учебнике".
Не остался в стороне от кампании и физический факультет МГУ. Там деканатом была создана специальная комиссия в составе профессора Кессениха В.Н., доцентов Спасского Б.И., Швидковского Е.Г. и Ноздрева В.Ф. для определения пригодности книги Хайкина в качестве учебника. Комиссия пришла к выводу, "что книга С.Э. Хайкина "Механика" порочна в методологическом отношении и поэтому не удовлетворяет основным требованиям к учебнику и учебному пособию по физике и на этом основании не может быть рекомендована ни в качестве учебника, ни в качестве учебного пособия".
В редакцию "УФН" поступили письма и отдельных физиков, "разоблачающих" взгляды Хайкина. Старший научный сотрудник НИИ физики МГУ М. И. Шахпаронов полностью присоединяется к рецензии Королева (см. выше). Он сообщил, что партийная организация физического факультета МГУ неоднократно указывала профессору Хайкину на ошибки, содержащиеся в его учебнике, но он не пожелал с этой критикой считаться. "Почему же этот ошибочный учебник в течение многих лет не критиковался в печати? - спрашивал Шахпаронов. - Я думаю, что это объясняется, в частности, тем, что профессор Хайкин в своих заблуждениях не одинок, что у него есть идейные друзья среди некоторых советских ученых, которые до последнего времени рабски воспринимают высказывания зарубежных деятелей науки, являясь по существу проводником чуждых нам взглядов". Это уже хорошо знакомый намек на групповщину, предполагающий соответствующие выводы.
К чести ученых, в редакцию "УФН" пришли и письма, поддерживающие Хайкина, защищающие его от беспочвенных обвинений в "идеалистических ошибках". Но, несмотря на эту поддержку, ситуация для Хайкина сложилась тяжелая. Поэтому он выступил с "самокритикой": опубликовал письмо в редакцию "УФН" под названием "О методологических недостатках моего учебника "Механика". Он признал "недостатки", но решительно возражал против тенденциозной критики Королева. Тем не менее "оргвыводы" были сделаны: в 1954 году Хайкин был вынужден уйти из ФИАНа в Пулковскую обсерваторию.

5
"Оттепель" в философской реакции на физическую науку стала постепенно наступать с 1953 года. Однако понадобилась большая очистительная работа нового поколения философов, чтобы в какой-то степени ликвидировать малограмотное, тенденциозное отношение советской философии к новой физике.
Теперь уместно задать вопрос: как могла возникнуть и продолжаться столько времени такая кампания против всей современной физики и лучших ее советских представителей? Можно было бы думать, что все дело здесь в плохих философах, которые не поняли новую физику и объявили ей борьбу. Так, по-видимому, в какой-то степени можно объяснить происходившее в конце двадцатых - начале тридцатых годов. Но совсем иная ситуация сложилась начиная с середины тридцатых. В это время устанавливается культ Сталина и как следствие провозглашается борьба со всем, что отклоняется от официальной линии. Такой линией было утверждение марксистской философии - диалектического и исторического материализма - в том виде, как его понимал Сталин и, разумеется, высшие идеологические руководители. Для утверждения ортодоксальных взглядов было очень важно, чтобы новейшие открытия в физике подтверждали раз и навсегда установленные догмы. Но получилось обратное: новая физика своими фундаментальными достижениями противоречила примитивно сформулированным положениям диалектического материализма. Ну что ж, тем хуже для физики! Вот здесь, я думаю, были получены уже прямые указания (вспомните выступление Жданова на философской дискуссии) громить современную физику под видом "физического идеализма" и всех, кто ее пропагандирует.
Но была, мне кажется, и другая причина разгула этой кампании. Физики, наиболее передовая научная интеллигенция, всегда отличались независимым критическим мышлением. Их необходимо было держать "в узде", а то, не дай бог, от анализа опытов и уравнений они могут перейти к анализу современной им действительности. Поэтому необходимо было сделать их управляемыми, послушными. А для этого есть самый верный способ - страх. Страх за свои идеи, страх за свою работу, страх за свою жизнь. Отсюда и постоянный прессинг "философской" критики, дискуссии, проработки, оргвыводы и аресты. Кстати, подобная практика "управления" применялась не только к физикам, но и к биологам, химикам, астрономам, математикам, филологам, литераторам.
Добились ли власти своих целей? Я полагаю, что в основном добились. Научная интеллигенция в целом во все годы советской власти была легкоуправляемой и послушной. Она, подобно чуткому оркестру, мгновенно реагировала на любое мановение дирижерской палочки - включалась в кампании, осуждала и клеймила. Лишь некоторые наиболее сильные и независимые личности, такие, как П. Л. Капица, Л. Д. Ландау, А. Д. Сахаров, сумели выдержать официальное давление.
Что касается физики, то, несмотря на беспрецедентную по времени и интенсивности кампанию, она устояла. Ее не постигла участь генетики. Физику "спасла" атомная бомба.

А. Сонин, доктор физико-математических наук

 
Стакан_СтаканычДата: Понедельник, 2010-03-22, 23:28 | Сообщение # 11
Льюис Кэрролл
Группа: Алисоведы
Сообщений: 2240
Награды: 6
Статус: В реале
Quote (Рейдер)
...Согласен с обоими - кроме идеологии. Она, идеология, создается не учеными. И она всегда утверждает абсолютную и вечную истину (истины)...

Рейдер, Фау не даром закавычил своё представление о "идеологии" науки. По большому счёту, и я сторонник такой "идеологии" (не знаю, как Фау), учёный обречён устанавливать для себя незыблемые маяки собственных представлений о проблеме, требующей решения. "Броуновское" движение мысли допустимо на этапе поиска подходящей гипотезы, но как только выбор определён, работа идёт строго в рамках самим же им сконструированных и напяленных "шор". Иногда вся жизнь учёного проходит исключительно в одной такой "упряжке". Бывает, если он сам - не гений, его деятельность попадает на период смены парадигм. Тогда возможен пересмотр исходных позиций. Но потом... опять понеслась та же самая... кхм... скачка разума и озарений подсознания.

Ошибочно полагать, будто всякий учёный утверждает некую "абсолютную и вечную истину", следуя такого рода "идеологии". Если говорить в рамках терминов моих представлений, перманентно конструируемые научные модели реальной действительности только расширяют и дополняют результаты, ранее полученные и уже реализованные в практических достижениях. И это осознаётся абсолютным большинством настоящих учёных, в отличии от кичливых шарлатанов и бездарей, примазывающихся к науке.


Третьим будешь?
 
РейдерДата: Понедельник, 2010-03-22, 23:53 | Сообщение # 12
Синяя гусеница
Группа: Участники
Сообщений: 694
Награды: 0
Статус: В реале
Стака-а-н Стаканыч...
Я ведь тоже не зря пишу идеологию без кавычек. Её, родимую, социально-политическую доктрину и имею в виду. Когда механику или генетику объявляют ареной классовой борьбы, или математический институт переводят на рыночные отношения.
А то, о чем Вы пишете, это не идеология. Это парадигма.
 
Стакан_СтаканычДата: Вторник, 2010-03-23, 00:31 | Сообщение # 13
Льюис Кэрролл
Группа: Алисоведы
Сообщений: 2240
Награды: 6
Статус: В реале
Я-таки, вообще об идеологии не говорил. Фау, насколько мне показалось, говорил только об "идеологии" закавыченной...

Вы же - выразили согласие с нами во всём, кроме идеологии. Без всяких кавычек. С кем Вы тогда не соглашаетесь ?

Quote (Рейдер)
то, о чем Вы пишете, это не идеология. Это парадигма

Во-первых, напомню, что так я понимаю именно закавыченную "идеологию". Считайте, что я использовал метафору.

Во-вторых, если уж оценивать суть того, о чём я говорю. Парадигма - это некая совокупность господствующих текущих представлений в той или иной области науки. Я же говорю о методологии получения научного знания.

Если перевести смысл во-вторых в область кулинарии, то "парадигма" - это рецептура блюд, а "методология" - рекомендация о том, что есть всегда следует ртом. А не иным местом.


Третьим будешь?
 
ФауфабаофДата: Вторник, 2010-03-23, 02:53 | Сообщение # 14
Териоморф
Группа: Алисоведы
Сообщений: 5148
Награды: 1
Статус: В реале
Собственно, действительно неплохо было бы уяснить что понимается под "идеологией". Или, вернее, что идеология определяет, а что - ну никак.
Может ли идеология быть внутренним содержанием?
Quote (Стакан_Стаканыч)
Рейдер, Фау не даром закавычил своё представление о "идеологии" науки. По большому счёту, и я сторонник такой "идеологии" (не знаю, как Фау), учёный обречён устанавливать для себя незыблемые маяки собственных представлений о проблеме, требующей решения.

Да сколько угодно. Только это действительно данность. Мне лично сложно представить как в таком случае проявлялся бы конфликт "идеологии" и "научного познания". На мой взгляд - тут неразделимое единство. Тут можно бы было говорить, что в ряде случаев идеология вообще запрещает "науку", но это не тот конфликт, который представляет, например, Сонин.
Когда я написал
Quote (Фауфабаоф)
Там где "идеология" (чисто в научном плане) - права

я имел в виду не то чтобы личную "ослабленную" или "рафинированную" и потому "заковыченную" идеологию. Нет. я имею в виду нормальную, так сказать, идеологию. Представленную в конкретном обществе и фанатиками и карьеристами и увлеченными и одухотворенными ею (идеологией) творцами и всяческими гибридами этих крайностей. Кавычки здесь потому, что я имел в виду одно конкретное приложение идеологии - предусмотрение ею научных истин (исторических, естественно, а не вечных). Идеология может быть права предугадывая что будет объявлено истиной. И тогда - прогресс и счастье. И - не права тоже может быть.
Возвращаясь к СССР. То, что в отсталой, необразованной стране при огромных социальных потрясениях не нашлось потенциала, чтобы еще и осмыслить всем обществом научные достижения - я не вижу стыда. Достойно удивления и зависти, что такие проблемы вообще обсуждались (в смысле делались корявые и страшновато злобные попытки) - скажем, на уровне "ЛГ". Собственно, создать "башню из слоновой кости" для горстки интеллектуалов и среду для размножения суеверий и безумств - это ничуть не лучшее "достижение", на мой взгляд.


" Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben "
 
Стакан_СтаканычДата: Вторник, 2010-03-23, 10:21 | Сообщение # 15
Льюис Кэрролл
Группа: Алисоведы
Сообщений: 2240
Награды: 6
Статус: В реале
Quote (Фауфабаоф)
Там где "идеология" (чисто в научном плане)

Извини, Фау, я неправильно интерпретировал заболденное уточнение в этой твоей фразе, а последующие разъяснения последовали только что.

Что касается нормальной идеологии, то здесь я вообще не вижу предмета для разговора. В смысле, её, идеологии, отношения к управлению научным процессом, если учитывать исключительно "дружеское" и "параллельное" их существование. Всё же, я отделяю от мировоззрения идеологию, оставляя за последней лишь сферу социального бытия человека и существующих в ней общественных отношений. Разумеется, если не происходит какого-либо рода насилия в отношении самого учёного, влияние идеологии на деятельность учёного практически индифферентно. Увы, о последнем в советское время приходилось лишь мечтать.

Уж и не знаю, насколько в психологическом плане воздействовала на учёных, особенно молодых, но не только, настоятельная необходимость существовать в двух лицах, но по себе знаю, что состояние глубокой погруженности в решение научной проблемы чрезвычайно хрупкое и пугливое. Любой диссонанс во внешней от сознания сфере, непосредственно и целенаправленно влияющий на последнее, мог надолго притормозить продуктивность деятельности учёного. Если не похоронить её навсегда. Способность окукливаться в такой обстановке и при этом ещё сохранять своё человеческое достоинство - это Божий дар, плюс подарок судьбы, в лице курирующего лица из партийных и прочих госорганов.

"Башня" же, и "питательный студень", по мне-таки, суровая неизбежность любого социума. В силу априорного интеллектуального неравноправия отдельных индивидов, в том числе, и в смысле наличия способности к научному познанию.


Третьим будешь?
 
РейдерДата: Вторник, 2010-03-23, 10:52 | Сообщение # 16
Синяя гусеница
Группа: Участники
Сообщений: 694
Награды: 0
Статус: В реале
Я целиком и полностью согласен со Стаканычем.
Собственно, это самое я и утверждал.
В последнем абзаце я бы заменил слово "неравноправия" на слово "неравенства". Мне кажется, так точнее.
 
РейдерДата: Вторник, 2010-03-23, 10:55 | Сообщение # 17
Синяя гусеница
Группа: Участники
Сообщений: 694
Награды: 0
Статус: В реале
Фау, вынужден отлучиться. Вернусь - напишу об идеологии. Есть и мысли, и материалы. То-есть, и свои, и чужие мысли.
 
Стакан_СтаканычДата: Вторник, 2010-03-23, 11:15 | Сообщение # 18
Льюис Кэрролл
Группа: Алисоведы
Сообщений: 2240
Награды: 6
Статус: В реале
Quote (Рейдер)
В последнем абзаце я бы заменил слово "неравноправия" на слово "неравенства". Мне кажется, так точнее

Да, можно и так, если посмотреть на фразу под другим ракурсом.

Просто я, как бы, подчеркнул раздачу каждому из нас призов от Бога, в форме разных "прав" на интеллект. Прошу никого не считать это неким снобизмом, или, паче того, гордыней. Наличие интеллекта, в принципе, тяжкий груз. Божье испытание. Сбрасывая периодически, который, только и получаешь наслаждение. Хорошо ещё, когда нахлобучивая его вновь, сохраняется ощущение ожидания скорого, и очередного, от него краткосрочного избавления. Шутка юмора.


Третьим будешь?
 
ФауфабаофДата: Вторник, 2010-03-23, 13:51 | Сообщение # 19
Териоморф
Группа: Алисоведы
Сообщений: 5148
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (Рейдер)
Фау, вынужден отлучиться

smile
Да я что? Я лишь усиленно помогаю запруживать тему Ра, чем-то, что вовсе к ней не относится.
Возвращайтесь - продолжим biggrin


" Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben "
 
ФауфабаофДата: Вторник, 2010-03-23, 14:10 | Сообщение # 20
Териоморф
Группа: Алисоведы
Сообщений: 5148
Награды: 1
Статус: В реале
Теперь серьезно
Quote (Стакан_Стаканыч)
Всё же, я отделяю от мировоззрения идеологию, оставляя за последней лишь сферу социального бытия человека и существующих в ней общественных отношений.

Я - нет. В смысле - не отделяю. В моем словсесном арсенале за "мировоззрением" я скорее оставляю область личных идеологических установок, возможно - если есть возможность произвести обобщение не обойдя, не замолчав возможные противоречия и конфликты - идеологию группы лиц. То есть мировоззрение максимально неформально и относительно непостоянно.
Собственно, исходя из самого изложения Сониным сути конфликта явствует, что речь шла именно о конфликте мировоззрений в Вашем, Стакан Стаканыч, смысле - я с легким сердцем назову это идеологическим конфликтом. А вот
Quote (Стакан_Стаканыч)
сферу социального бытия человека и существующих в ней общественных отношений.
в эти вопросы внесло действительно время, ну и страсти людей (власть, гордыня и т.п.)
Я так считаю


" Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben "
 
Форум » Точка зрения » Яичница с Бэконом » Наука и идеология
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Администратор Модератор Пользователь Проверенный Алисовед Идущие


Сайт управляется системой uCoz