Четверг, 2024-05-02, 07:16
.
Главная сайта Форум Регистрация Вход
 
Внимание! На форуме существуют ограничения по группам пользователей! Подробности читайте по ссылке - Правила
Уважаемые гости! На данный момент писать на форуме у вас нет возможности. Если хотите что-то сказать - зарегистрируйтесь.
[Рисовать · Личные сообщения · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Точка зрения » Вечная родина » Митрополи́т Фили́пп II
Митрополи́т Фили́пп II
SelenaДата: Вторник, 2010-01-12, 16:21 | Сообщение # 1
Льюис Кэрролл
Группа: Администраторы
Сообщений: 9364
Награды: 1
Статус: В реале
Краткая биографическая справка.

Quote
принадлежал к младшей ветви боярского рода Колычёвых. Его отец Степан Иванович (по прозванию Стенстур, дядька младшего сына великого князя Василия III — угличского князя Юрия[1]) готовил сына к государевой службе, мать Варвара (в иночестве Варсонофия) воспитывала его в духе христианского благочестия.[2] Фёдор обучался грамоте по книгам Священного Писания, а также владению оружием, верховой езде и другим воинским навыкам.[3] До 30 лет он находился при великокняжеском дворе Василия III, снискав симпатии молодого Ивана IV[4] (по другой версии Фёдор был взят на службу в возрасте 26 лет самим Иваном Грозным уже после смерти великого князя Василия[3]).

В 1537 году родственники Фёдора встали на сторону старицкого князя Андрея Ивановича, поднявшего в Новгороде бунт против Елены Глинской.[5] Род Колычевых подвергся опале: дядя Фёдора, Иван Умной-Колычев, попал в тюрьму, его троюродные братья Андрей Иванович и Гаврила Владимирович были биты кнутом и казнены. После этого Фёдор тайно покинул Москву.
Фёдор Колычёв покидает родительский дом

Уход из Москвы мог быть вызван опасением за жизнь, но его житие (составленное в конце XVI века) придаёт бегству мотив религиозного прозрения:

Quote
В период игуменства Филиппа заметно увечились пожертвования в Соловецкий монастырь от царя и частных лиц. В 1548 году Иван IV пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями, угодьями и всеми оброками, остров на реке Суме с тремя дворами, в 1550 году река Сорока (рукав реки Выг со множеством островов) с оброками.[7] Также в монастырь регулярно присылалась драгоценная церковная утварь. В 1548 году царской грамотой монастырю было разрешено вести беспошлинную торговлю солью на 10 тыс. пудов в год (в 1542 году такое право было только на 6 тыс. пудов), в 1551 году Иван IV подтвердил это право, а в 1555 году по неизвестной причине монастырь лишился прав беспошлинной торговли не только солью, но и другими товарами.[7] Взамен монастырь получил ряд деревень на реке Суме и многочисленные солеварни на морском берегу. Все они были обложены оброком в пользу царской казны, но в 1556 году по челобитной Филиппа царь освободил их от оброка.

Quote
Церковные иерархи по указанию Ивана смогли уговорить Филиппа уступить царю. Он перед собором дал своё согласие на избрание, был составлен соборный приговор, в котором Филипп «дал своё слово архиепископам и епископам, что он по царскому слову и по их благословлению соглашается стать на митрополию, что в опричину и в царский домовый обиход ему не вступаться, а по поставлении из-за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять».

Quote
Вернувшись зимой 1568 года из первого ливонского похода, царь начал новую волну террора. Причиной послужили перехваченные письма к московским боярам польского короля Сигизмунда и гетмана Ходкевича с предложением перейти в Литву. Начались массовые казни. Первым пострадал боярин Иван Челядин с семьёй, а затем по его изменническому делу погибли князья И. А. Куракин-Булгаков, Д. Ряполовский, трое князей Ростовских, принявшие монашество князья Щёнятев и Турунтай-Пронский.

Quote
28 июля Филипп служил в Новодевичьем монастыре. После крестного хода по стенам монастыря он остановился у Святых врат обители и должен был читать Евангелие. Оглянувшись, он увидел одного из опричников в тафье[23], в то время как во время чтения Евангелия принято стоять с непокрытой головой. Митрополит сделал царю замечание: «так ли подобает благочестивому агарянский закон держать?»[24], но опричник быстро снял тафью, и никто не выдал его. Иван разгневался на святителя, назвал его лжецом, мятежником, злодеем.[13] После этого случая царь начал подготовку церковного суда над Филиппом, чтобы каноническим путём избавиться от неугодного ему иерарха.

Quote
В ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля состоялся церковный суд, главным обвинителем Филиппа стал новгородский архиепископ Пимен. Неизвестно о чём свидетельствовали соловецкие монахи, вероятноэто были типичные для того времени обвинения в колдовстве, а также проступки церковного характера в бытность его соловецким игуменом.

Quote
Вскоре Филипп был сослан в отдалённый Отроч Успенский монастырь в Твери, а Иван IV казнил ещё ряд Колычевых. Во время новгородского похода в 1569 году царь направил в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить благословения на поход. По сообщению жития, 23 декабря Малюта задушил святителя Филиппа. Возможно, на убийство опального Филиппа имелось тайное указание царя, так как Скуратов не мог самостоятельно решиться на убийство известного церковного деятеля и остаться безнаказанным.[6] По мнению профессора Р. Г. Скрынникова, убийство было совершено с согласия царя.[22] Монахам Малюта сказал, что Филипп умер от духоты в келье. Тело святителя погребли за алтарём монастырского собора.

Основным источником версии об убийстве митрополита по указанию Ивана Грозного выступает житие, написанное в конце XVI века[30], а также несколько летописных упоминаний позднего происхождения и ряд восспоминаний современников. Версия об убийстве митрополита Филиппа Малютой Скуратовым является традиционной в историографии.

Quote
Основным источником сведений о жизни митрополита Филиппа является его житие, написанное между 1591—1598 годами в Соловецком монастыре. Согласно предисловию к житию, в его основу легли устные рассказы очевидцев. По мнению исследователей, в нём достоверно изложены фактические сведения об избрании Филиппа на митрополию и о его последующей трагической судьбе.

Наиболее дискуссионным вопросом является история убийства Филиппа Малютой Скуратовым. Мазуринский летописец сообщает: «7078 (1570) Того же году преставление иже во святых отца нашего Филиппа, митрополита московского и всеа Русии, чюдотворца, новаго исповедника, в царство царя Ивана Васильевича всеа Русии пострада и конец от жития сего прият от Малюты Скуратова во изгнании во Твери в монастыре нарицаемом Остроческом…».[56] Поскольку Филипп назван в тексте святым, это свидетельствует о позднем внесении записи летописцем на основе более ранних сообщений.

Князь Андрей Курбский во время смерти Филиппа находился в Литовском княжестве и поэтому описывал события по сообщениям третьих лиц, не делая однозначных утверждений о причинах смерти Филиппа, хотя и связывает её с Иваном Грозным: «…некоторые говорят, что по повелению царя епископ был удавлен в том монастыре одним лютым и бесчеловечным кромешником, а другие говорят, что в любимом царем городе, называемом Слободой (Александровой), который кровью христианской наполнен, епископ был сожжён на горячих углях».[57]

Лифляндцы И. Таубе и Э. Крузе находились в описываемый ими период при дворе царя Ивана IV, но, будучи иноверцами, не могли лично наблюдать ряд событий (в частности, при столкновениях царя и митрополита во время богослужений). О смерти Филиппа они пишут следующее: «приказал он своему высшему боярину или палачу Малюте Скуратову задушить его веревкой и бросить в воду, в Волгу».[20] Генрих Штаден, бывший одним из опричников, пишет только о заключении Филиппа «добрый митрополит попал в опалу и до самой смерти должен был сидеть в железных, очень тяжелых цепях», а описывая поход Ивана IV на Новгород, ничего не сообщает о его убийстве.



 
SelenaДата: Вторник, 2010-01-12, 16:30 | Сообщение # 2
Льюис Кэрролл
Группа: Администраторы
Сообщений: 9364
Награды: 1
Статус: В реале
По моему личному мнению опричники были тем, чем сейчас является ФСБ, а ранее был КГБ. То есть совершенно необходимая защита государственности. Такой шум от деяний её я считаю возник только от того, что Иван Грозный не считался с родовитостью предателей. То есто то же самой, что и во время репрессий Сталина - чин и звания не принимались в расчёт, а наоборот усугубляли предательство.

Мне где-то цифры попадались пострадавших от опричнины, так они совсем смешные. А вот имена в списке все родовитые... время было такое, очень для Руси беспокойное.

А кто вырисовывается из биографии митрополит Кирилл? Святой или человек нарушивший публично данное слово? Из биографии видно, что у него была личная заинтересованность в прекращении деятельности опричнины - его род был предателями. А вот как он это обосновал для общественности...


 
ФауфабаофДата: Вторник, 2010-01-12, 17:10 | Сообщение # 3
Териоморф
Группа: Алисоведы
Сообщений: 5148
Награды: 1
Статус: В реале
Selena, отважная Вы женщина.
Фроянов про Лунгина, Сванидзе и об Иване

Нужно начинать ход исследования предпосылок опричнины с конца ХV века. Если с этой точки зрения подойти, а она мне представляется наиболее эффективной и плодотворной, то тогда надо вести разговор о том, какие угрозы возникли к середине ХVI века существованию Русского государства и Святой Руси. На мой взгляд, можно говорить о трех основных угрозах: православной вере, православной Церкви и русскому самодержавию, только возникшему и юридически оформленному актом венчания Ивана Грозного на царство. И когда эти опасности обозначились, Иван Грозный вступил в борьбу за веру, за Церковь и за самодержавную власть. Он не мог не вступить в эту борьбу ещё и потому, что все три названные мною явления тесно и органически соединены. Не могли существовать Православие и Церковь без самодержавия и наоборот. Это три органически соединенных явления. И когда били по русскому самодержавию, то выступали против Русской Церкви и Православной веры. Так что опричнину надо воспринимать как форму борьбы, как институт, как учереждение, обеспечивающее государственную безопасность", – отметил историк.

*учЕреждение - так в тексте V.


" Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben "
 
АндрейДата: Вторник, 2010-01-12, 19:59 | Сообщение # 4
Льюис Кэрролл
Группа: Алисоведы
Сообщений: 2102
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (Фауфабаоф)
...про Лунгина

После "Острова" (одного из лучших отечественных фильмов последнего времени), "Царь" мне показался очень слабым фильмом. Некоторые пытаются сравнивать с "Андреем Рублёвым" Тарковского, по мне так небо и земля.


Не делай себе кумира (Исход 20:4)
 
NikaДата: Вторник, 2010-01-12, 20:11 | Сообщение # 5
Китайский Чайничек
Группа: Модераторы
Сообщений: 6331
Награды: 1
Статус: В реале
Нет, сравнивать я бы тоже не стала. А вот что Царь стал возможен только после Рублева Тарковского, для меня несомненно.
 
АндрейДата: Вторник, 2010-01-12, 20:45 | Сообщение # 6
Льюис Кэрролл
Группа: Алисоведы
Сообщений: 2102
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (Nika)
А вот что Царь стал возможен только после Рублева Тарковского, для меня несомненно.

Хорошо когда последыватели улучшают "первоисточник", а здесь же получилась бледная тень (IMHO)


Не делай себе кумира (Исход 20:4)
 
NikaДата: Вторник, 2010-01-12, 20:52 | Сообщение # 7
Китайский Чайничек
Группа: Модераторы
Сообщений: 6331
Награды: 1
Статус: В реале
Ну, ежели они ставят такую цель. По-моему, на Лунгина это не похоже.
 
ЮкотДата: Вторник, 2010-01-12, 21:08 | Сообщение # 8
Алиса
Группа: Алисоведы
Сообщений: 986
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (Фауфабаоф)
Фроянов про Лунгина, Сванидзе и об Иване

Игорь Яковлевич не далек от истины (если она есть, конечно biggrin )


Тот, кто будет человеком, уже человек.
 
NikaДата: Вторник, 2010-01-12, 21:22 | Сообщение # 9
Китайский Чайничек
Группа: Модераторы
Сообщений: 6331
Награды: 1
Статус: В реале
Кукис, а как на счет святости Филиппа и его роли при Иване - есть что сказать?
 
NikaДата: Вторник, 2010-01-12, 21:30 | Сообщение # 10
Китайский Чайничек
Группа: Модераторы
Сообщений: 6331
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (Фауфабаоф)
Фроянов про Лунгина, Сванидзе и об Иване

Боже, какой ужас...

Без комментариев.

 
ЮкотДата: Вторник, 2010-01-12, 22:57 | Сообщение # 11
Алиса
Группа: Алисоведы
Сообщений: 986
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (Nika)
а как на счет святости Филиппа и его роли при Иване - есть что сказать?

если Поместным собором был прославлен, то значит так тому и быть.
каждый сам ответит перед Богом.
а нам что?... остается только смотреть кино.
на мой взгляд - это лучшая роль Янковского.
кино - никакое.
лучше б его не было.
но раз уж такое случилось, то пусть уж идет как идет.


Тот, кто будет человеком, уже человек.
 
ЮкотДата: Вторник, 2010-01-12, 22:59 | Сообщение # 12
Алиса
Группа: Алисоведы
Сообщений: 986
Награды: 0
Статус: В реале
Кстати, Ника, а нельзя ль как-то старый ник возвратить, а то меня когда-то исключили из членов, теперь вот обрезанный так и хожу. нельзяль взад?

Тот, кто будет человеком, уже человек.
 
АндрейДата: Вторник, 2010-01-12, 23:02 | Сообщение # 13
Льюис Кэрролл
Группа: Алисоведы
Сообщений: 2102
Награды: 0
Статус: В реале
Quote (Кукис)
меня когда-то исключили из членов, теперь вот обрезанный так и хожу. нельзяль взад?

В каком смысле? В правах? Вроде Вы в группе "Алисоведы" как и я. cool


Не делай себе кумира (Исход 20:4)
 
ЮкотДата: Вторник, 2010-01-12, 23:05 | Сообщение # 14
Алиса
Группа: Алисоведы
Сообщений: 986
Награды: 0
Статус: В реале
у меня до этого ник был ЮКОТ, а потом, он куда-то пропал sad
с тех пор вот - Qкис


Тот, кто будет человеком, уже человек.
 
RyanДата: Среда, 2010-01-13, 00:07 | Сообщение # 15
Льюис Кэрролл
Группа: Алисоведы
Сообщений: 1950
Награды: 1
Статус: В реале
Selena, я готова говорить на эту тему. С Вами.
 
NikaДата: Среда, 2010-01-13, 00:09 | Сообщение # 16
Китайский Чайничек
Группа: Модераторы
Сообщений: 6331
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (Кукис)
Кстати, Ника, а нельзя ль как-то старый ник возвратить, а то меня когда-то исключили из членов, теперь вот обрезанный так и хожу. нельзяль взад?

Ю, это не по моей части, извините. Объяснить, в чем проблема или решить ее может только Селена. Она прочитает Ваш вопрос и ответит сама.
 
NikaДата: Среда, 2010-01-13, 00:16 | Сообщение # 17
Китайский Чайничек
Группа: Модераторы
Сообщений: 6331
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (Ryan)
Selena, я готова говорить на эту тему. С Вами.

Райан, давайте на устраивать конфронтации. Форум - общий для всех участников. Тема открыта - для всех желающих, в том числе и для бесед с Вами. Бэз всяких ограничений. smile


Сообщение отредактировал Nika - Среда, 2010-01-13, 00:23
 
RyanДата: Среда, 2010-01-13, 00:29 | Сообщение # 18
Льюис Кэрролл
Группа: Алисоведы
Сообщений: 1950
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (Nika)
Райан, давайте на устраивать конфронтации. Форум - общий для всех участников. Тема открыта - для всех желающих, в том числе и для бесед с Вами. Бэз всяких ограничений. smile

Nika, а давайте не подозревать людей в конфронтационности?
Я не готова говорить о вере "вверх или вниз", но могу говорить о конкретной исторической ситуации. Пока, кроме Селены, это больше никого не интересовало.
 
NikaДата: Среда, 2010-01-13, 00:38 | Сообщение # 19
Китайский Чайничек
Группа: Модераторы
Сообщений: 6331
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (Ryan)
Пока, кроме Селены, это больше никого не интересовало.

Райан, ну тогда давайте уж не подозревать, что "кроме Селены эта тема больше никого не заинтересовала". Чего не скажешь, судя даже по числу уже участвующих в этой ветке.

 
NikaДата: Среда, 2010-01-13, 00:52 | Сообщение # 20
Китайский Чайничек
Группа: Модераторы
Сообщений: 6331
Награды: 1
Статус: В реале
Quote (Кукис)
если Поместным собором был прославлен, то значит так тому и быть.

Ю, что требуется, чтобы кого-то из претендентов объявили святым? Насколько эти требования строги и конкретны? Может ли вкрасться в рассмотрение "кандидатов" ошибка, случайность, произвольное решение? Изменились ли требования Собора с момента канонизации Филиппа, Вы не в курсе?

Насколько я в курсе, сейчас эти требования очень строги. Так было всегда?

Видите, Ю, сколько вопросов к Вам накопилось. smile

 
Форум » Точка зрения » Вечная родина » Митрополи́т Фили́пп II
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Администратор Модератор Пользователь Проверенный Алисовед Идущие


Сайт управляется системой uCoz