Кукис, Для тех кто ни бум-бум... Всё очень просто до безобразия
Яму, в которой оказался весь мир, копать начали именно США. Причина нынешнего кризиса - в огромном количестве дешевых денег, которое образовалось в 2003-2004 годах вследствие ошибочной, как это уже сейчас понятно, политики США.
В начале столетия после очередного кризиса США испытывали проблемы с экономикой, которая никак не хотела расти. Ну что ж, решили монетарные власти страны, сделаем кредиты доступнее. Производство оживится, экономика начнет расти. К концу 2003 года ставка упала до всего 1%.
Поток дешевых денег хлынул в основном не в реальную экономику, а в сектор услуг, который начал раздуваться. К надуванию "пузыря" с радостью подключились граждане: в банки выстроились огромные очереди из желающих получить кредит под низкий процент. Жители США впали в настоящую кредитную манию, набрав по 5-6 кредиток и начав скупать дома и квартиры. Цены на недвижимость быстро росли, с лихвой окупая кредиты. Глядя на это, люди шли за новыми...
Достаточно сказать, что под залог имеющегося жилья, например, в 2005 году американцы набрали кредитов на $750 млрд. И что любопытно - 75% из них потратили не на улучшение жилищных условий, а на личное потребление.
Банки знай себе радовались и выдавали кредиты все менее надежным заемщикам, практически под честное слово, но зато под более высокую ставку. Прибыли росли, бонусы грели душу.
Одновременно надувался еще один "пузырь". Банки, выдавая кредиты, выпускали под них ипотечные ценные бумаги и продавали их инвесторам. Обилие денег и высокие ставки для нестандартных заемщиков сделали эти ценные бумаги очень востребованными. Если в 2002 году на ненадежных заемщиков приходилось 6% кредитов, то к 2006 году - 20%.
Но любой пузырь рано или поздно лопнет. Так произошло и в США. Расплатой за потребительский разврат и низкие ставки стала вышедшая из-под контроля инфляция. Власти пошли на резкое увеличение учетной ставки (к 2006 году она достигла 5%). Поскольку проценты по кредитам, особенно для нестандартных заемщиков, являются плавающими, выплаты моментально увеличились в несколько раз.
Пирамида рухнула. Спрос на жилье упал, вслед за ним цены, а среди заемщиков начались дефолты, которые привели к убыткам для инвесторов. В 2006-2007 годах начались банкротства компаний, занимавшихся нестандартными кредитами. И понеслось...
Настоящая "подстава" заключалась в том, что своими ипотечными бумагами американцы наводнили всю планету.
Взять хотя бы наши банки. Заметим сразу, что банкротства крупным банкам не грозят - им помогло государство. Но почему они оказались сейчас перед проблемой нехватки средств?
После кризиса 1998 года наша экономика стала бурно расти, предприятиям и людям нужны были кредиты. Растущий спрос на заемные средства застал наши банки врасплох. "Заграница нам поможет", - решили они и окунулись в заимствования за рубежом. Дело было выгодное: ставки у нас в несколько раз превышали заграничные. Легкая прибыль ударила банкам в голову, и они назанимали почти $200 млрд.
К счастью, до американских масштабов у нас не дошло. По долгам россияне платят лучше, активы у банков надежные, да и размер "пузыря" у нас неизмеримо меньше. Но одно плохо - платежи от заемщиков поступают неравномерно, поэтому банки регулярно вынуждены "перехватывать" деньги друг у друга на рынке межбанковского кредитования (МБК), чтобы осуществить текущий платеж иностранному кредитору к определенному сроку. Проблема в том, что схема эта работает только в условиях стабильности. Когда грянул кризис, напуганные банки перестали обмениваться деньгами, что и заставило их обратиться за помощью к государству. К счастью, помощь поспела вовремя, и деньгам вкладчиков ничего не грозит.
Если у банков все обошлось, то финансовые компании, зарабатывавшие на фондовом рынке, оказались под угрозой. Под угрозой вообще все компании, привыкшие жить широко за счет дешевых иностранных кредитов. А фондовый рынок, как известно, у нас еще очень молодой и маленький, поэтому сильно зависит от зарубежных инвесторов. Они к нам долго присматривались, и в 2005 году решили, что время пришло. За год индекс РТС вырос почти вдвое.
Когда же начался финансовый кризис, инвесторы поспешили вывести свои средства из России. За третий квартал, напомним, отток капитала составил $17 млрд. И как следствие, мы получили снижение индексов. Например, индикатор РТС потерял с начала года аж 63%. И не потому, что мы такие плохие. Просто в случае нестабильности в мире инвесторы первыми покидают именно развивающиеся рынки. Это говорит лишь о том, что фондовый рынок у нас пока еще остается больше развлечением для спекулянтов, чем инструментом для инвесторов.
Насчёт мирового заговора сказать ни рискну... но, любители делать деньги из воздуха знают что такое кредитный ажиотаж и майя лёгких денег. Они зарабатывали свои денежки, зная о последствиях и при поддержке нынешней американской администрации. Их предупреждали, им вменяли... бесполезно...А тут ещё в нашей стране появились бессовестные глашатаи раздутой кредитной политики. Многие вспомнят как совсем недавно с экранов тв и сми неолибералами делались призывы, что жить в долг или на кредиты - это круто... мол так весь мир живёт. Но бога не обманешь, а он учит, что Жить надо по доходам 